20.11.2019 17:52

Взаимосвязанное обучение аудированию и диалогической речи

Взаимосвязанное обучение аудированию и диалогической речи

Отличительной чертой современной методики преподавания иностранных языков является стремление максимально приблизить условия учебного процесса к условиям естественной коммуникации. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку предполагает опору на принципы деятельностной основы обучения, комплексности, функциональности, аутентичности. Поскольку и в реальном общении, и в процессе обучения отдельные виды речевой деятельности всегда выступают в тесном взаимодействии, методисты пришли к закономерному выводу о целесообразности, перспективности и плодотворности взаимосвязанного обучения аудированию, говорению, чтению, письменной речи.

При обучении иноязычному общению значимым является как специальное, так и взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, обслуживающим общение. Взаимопроникновение продуктивных и рецептивных элементов в речевых умениях приводит к взаимодополняемости умений, сформированных в разных видах речевой деятельности.

Речевое общение может происходить в двух формах - устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и по своей значимости занимают важное и примерно одинаковое место в речевой практике. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение.

Устная речь - это любая звучащая речь. Основными свойствами устной речи специалисты называют необратимость и поступательный линейный характер развертывания во времени. Нельзя вернуть какой-то момент устной речи еще раз, поэтому говорящий вынужден говорить и мыслить одновременно, в связи с этим, устной речи могут быть свойственны неплавность, фрагментарность, деление единого предложения на несколько коммуникативно-самостоятельных единиц.

Говоря об обучении устной речи, невозможно не указать, что она включает в себя два разных вида деятельности: говорение и аудирование. Одним из самых распространенных видов устной речи, наиболее естественной формой речевого общения является диалог.

Сравнительная характеристика говорения и аудирования дает возможность выделить общие психологические параметры. Оба вида речи характеризуются наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на внутреннюю речь и механизм прогнозирования.

Основным различием этих двух процессов являются их конечные звенья - порождение высказывания для говорения и восприятие речи для аудирования

В методическом отношении существенным является то, что аудирование и говорение, находясь в тесной взаимосвязи, способствуют развитию друг друга в процессе обучения. Для того чтобы научиться понимать речь, необходимо говорить, и по тому, как будет принята ваша речь, судить о своем понимании. Понимание формируется в процессе говорения, а говорение в процессе понимания.

В ходе нашей практической практики мы познакомились с процессом преподавания французского языка в одной из школ города Петрозаводска. Проанализировав учебный процесс и базовый УМК, мы пришли к выводу о том, что французский язык изучается в этой школе как второй иностранный язык, но используемый УМК предназначен для обучения французскому как первому иностранному языку. Вследствие этого, при всех несомненных достоинствах этого издания, в нем не уделяется достаточно внимания взаимосвязанному формированию умений во всех видах речевой деятельности; аудирование является только средством при формировании других видов речевой деятельности. Несмотря на многообразие упражнений все они однотипны, не взаимообусловлены, а упражнения, направленные непосредственно на формирование умений и навыков аудирования и диалога, отсутствуют.

Таким образом, анализ педагогической практики с точки зрения взаимосвязанного обучения аудированию и диалогической речи выявил недостаточность практической разработки данного вопроса, что подвело нас к необходимости разработки опытной программы с целью совершенствования образовательной практики.

В. Е. Борзова

Взаимосвязанное обучение аудированию и диалогической речи

Опубликовано 20.11.2019 17:52 | Просмотров: 362 | Блог » RSS