26.10.2019 12:25

Вклад Л.Н.Толстого в создание народной школы в императорской России

Вклад Л.Н.Толстого в создание народной школы в императорской России

Основная педагогическая деятельность Л. Н. Толстого пришлась на пореформенную эпоху. В это время остро разгорелась общественная дискуссия о том, какой должна быть школа. Этот спор не оставил безразличными самые светлые умы эпохи.

К сожалению, данная тема в отечественной литературе рассматривается в основном в педагогическом аспекте, но она имеет огромное значение и для исторической науки, так как образование неотъемлемая и важная часть культуры. Целью моего обращения к данной теме было показать актуальность ее рассмотрения именно в междисциплинарном аспекте.

Совсем недавно в нашей стране состоялись торжества в честь 185-летия со дня рождения писателя. В выступлениях ученых было показано, что теперь идеи Толстого набирают популярность в обществе в связи с актуальностью проблемы образования и политикой нашего государства в этой сфере.

Концепцию народной школы Л. Н. Толстого можно представить через опубликованные статьи, письма и публицистические выступления на страницах печати, а также созданные учебные книги писателем для детей. Он выдвигал тезис о том, что личность может свободно самосовершенствоваться и это рано или поздно приведет к нравственной революции. И на основе этого Толстой выделял основные условия нравственного воспитания детей:
- Развитие наблюдательности;
- Развитие свободы мышления (не просто мыслить, но еще и глубоко чувствовать) ;
- Развитие творческих способностей и свободу их применения;
- Уважение ребенка как личности и свобода его самовыражения;
- Приобщение ребенка к религии.

Основные идеи Л. Н. Толстого воплотились в деятельности Ясно-Полянской школы. Это был смелый педагогический эксперимент. Толстой отверг регламентацию и жесткую дисциплину в школе, например, дети рассаживались, как им хотелось, никакой строго определенной программы не было. В 1862 г. он начал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения. Эти учебники стали в России своего рода азбукой для малоимущих детей. В Ясной Поляне преподавал сам Лев Николаевич и несколько постоянных учителей. Толстой писал о необходимости полноценного научного образования учителя с целью развития его творческих способностей.

Толстой был явным сторонником того, что детей ни в коем случае нельзя физически наказывать. Он выдвигал тезис о единстве воспитания и образования. Л. Н. Толстой не мыслил воспитание без свободы, а обучение без религиозно-нравственной основы. По его мнению, дети должны понимать для чего они учатся, речь шла о принципе сознательного усвоения знаний.

Несомненно, Л. Н. Толстой внес огромный вклад в защиту такого типа начальной школы как народная школа. Он фактически разработал концепцию народного образования и попытался ее реализовать. Его идеи можно увидеть в сегодняшних реалиях развития системы образования в нашем обществе.

А. П. Павлюченко

Вклад Л.Н.Толстого в создание народной школы в императорской России

Опубликовано 26.10.2019 12:25 | Просмотров: 342 | Блог » RSS