25.11.2019 16:21

Спонтанное рассказывание как прием обучения устной речи младших школьников

Спонтанное рассказывание как прием обучения устной речи младших школьников

Было бы большой натяжкой утверждать, что начальная школа занимается планомерным и целенаправленным обучением устной речи как одним из важнейших видов речевой деятельности. Это и побудило нас к проведению такой работы и анализу сформированности у детей умения без подготовки строить осознанное, адекватное речевое высказывание на разные темы.

Документ ФГОС НОО требует освоения детьми коммуникативных умений, однако на практике развитию таких навыков уделяется недостаточное внимание. Соответствующая диагностика была проведена нами среди учащихся 3 класса. У них не было специальной подготовки, с методами работы и и планируемым результатом их речевого устного творчества они не были ознакомлены, поскольку таким образом достигался эффект спонтанности.

Предварительная работа велась в направлении диагностики общей заинтересованности детей в реализации своих речевых умений и желании «продуцировать» речь.

Выявление заинтересованности осуществлялось с помощью анкет для учащихся начальной школы, которые содержали в себе пять пунктов с тремя подпунктами в каждом (например, вопрос № 1: «Мне больше нравится...а) рассказывать; б) писать; в) слушать»).

В основе анализа и выводов по этим анкетам лежал критерий повторяемости ответов под литерой «А». Данные ответы характеризовали респондента как расположенного и увлеченного автора-рассказчика.

Общее количество учащихся в классе - 25. Количество участвующих в эксперименте - 10. Главным требованием к проведению эксперимента была добровольность.

В ходе анализа рассказов, записанных на аудионоситель, и анализа результатов анкет мы выявили некоторые закономерности.

Дети, участвовавшие в эксперименте и выбравшие ответ под литерой «А» большее количество раз, чем другие, продемонстрировали наиболее высокий, на наш взгляд, уровень сформированности навыка говорения. И наоборот, дети с меньшим количеством выборов ответов «А» показали не такой удовлетворительный результат.

В качестве критериев для оценки сформированности навыка мы предположили: беглость, осознанность, продолжительность, сферу интересов, повторяемость слов и паузы.

Условия, в которых проходил эксперимент, также были свободными. Детям выданы были листки, на которых им необходимо было написать слово или словосочетание на свободную тему. Затем предлагалось обменяться листками с темами. Так каждый ученик получал новую, не им придуманную тему для рассказывания.

Необходимо отметить живой и неподдельный интерес участников эксперимента. Они не были скованы, очень много двигались до и после своего выступления, задавали вопросы, комментировали.

Проведенная работа позволяет сделать несколько выводов.

Навык устной речи и умения рассказывать без подготовки сформирован у достаточно малого количества детей - всего 2% от участвующих в эксперименте.

Навык устной речи не формируется посредством заданий репродуктивного характера (типа пересказа «выученного» материала). Учащимся необходимы занятия по обучению созданию историй, рассказыванию историй из жизненного опыта. Свобода самовыражения при помощи родного языка наиболее эффективно формирует самостоятельную личность, в частности, она серьезно влияет и на самооценку, и на положение в обществе.

Предполагается, что площадкой для проведения таких занятий, средством достижения цели разнообразия речевой деятельности учащихся могут стать уроки русского языка.

Введение творческих, интересных и занимательных занятий и кружков для развития речи также будут востребованы и полезны младшим школьникам.

С. А. Миронова

Спонтанное рассказывание как прием обучения устной речи младших школьников

Опубликовано 25.11.2019 16:21 | Просмотров: 475 | Блог » RSS