20.03.2021 21:53

Социально-психологическая адаптация первокурсников, окончивших городские и сельские школы. Часть 1

Социально-психологическая адаптация первокурсников, окончивших городские и сельские школы. Часть 1

Выбирая тему для исследования, мы руководствовались личным предпочтением: тема адаптации, мне, как первокурснице, была ближе остальных, так как я сама всё ещё адаптировалась к условиям вуза. Кроме того, было интересно узнать, есть ли разница в уровне адаптированности студентов, у которых поменялся весь, привычный им, образ жизни, по сравнению со студентами, у которых изменилось лишь место обучения.

В настоящее время проблема адаптации является одной из ключевых проблем психологии. Повышение интереса к проблеме социально-психологической адаптации обусловлено интенсивными изменениями, происходящими в современном обществе. Часто изменяющаяся социальная среда предъявляет повышенные требования к личности, которой необходимо, с одной стороны, соответствовать социальным условиям, а с другой - сохранять внутренние стабильность и равновесие. Поступление в вуз для вчерашних выпускников является тем самым изменением социальной среды, которое запускает процесс социально¬психологической адаптации.

В традиционном плане критериями адаптированности студентов-первокурсников к вузу являются следующие: познавательная самостоятельности и способность к саморегуляции, коммуникативные умения (взаимодействие с членами учебной группы) и ценностные ориентации (то есть значимость обучения).

Исследование проводилось в институте педагогики и психологии, а также на юридическом и математическом факультетах ПетрГУ. Общее число испытуемых составило 30 студентов первого курса набора 2015 года. Среди них 11 юношей и 19 девушек. Все испытуемые были разделены на две группы по 15 человек: в первой группе были студенты, окончившие сельские школы, во второй группе были студенты, окончившие школы города Петрозаводска (студенты-петрозаводчане). Для анализа уровня адаптированности первокурсников к условиям вуза были использованы следующие методики: методика исследования адаптированности студентов в вузе Т. Д. Дубовицкой и А. В. Крыловой, методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной и тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана.

Анализ показал, что для 53% исследуемых студентов-первокурсников мотивирующими факторами в обучении являются любознательность, стремление приобрести и овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества. Однако 47% стремятся приобрести диплом при формальном усвоении знаний. Следовательно, можно предположить, что адаптация к будущей профессии у первой половины студентов пройдетуспешнее, чем у другой половины.

Показатель адаптированности к учебной группе у студентов из сельских школ соответствует высокому и 100% испытуемых имеют высокий показатель теста, что свидетельствует о том, что все студенты чувствуют себя в группе комфортно, легко находят общий язык с однокурсниками и следуют принятым в группе нормам и правилам. Показатель адаптированности к учебной группе у студентов-петрозаводчан несколько ниже, каждый десятый из них указывает на то, что трудно найти общий язык друг с другом. Также они чаще встречают непонимание и непринятие своих взглядов, чем студенты из сельских школ.

Показатель адаптированности к учебной деятельности у студентов из сельских школ соответствует высокому и 93% испытуемых имеют высокий балл по тесту. В группе студентов-петрозаводчан высокий балл по тесту получили 73% испытуемых. Это означает, что превалирующее большинство студентов-первокурсниковлегко осваивает учебные предметы, при необходимости может обратиться за помощью к преподавателю и проявляет свою индивидуальность и способности на занятиях. Доля студентов-петрозаводчан, имеющих трудности в учебной деятельности, почти в четыре раза превышает долю студентов из сельских школ (27% и 7%, соответственно): они с трудом выполняют учебные задания и по многим изучаемым предметам нуждаются в дополнительных консультациях, им трудно выражать свои мысли и при необходимости они не могут задать вопрос преподавателю.

В. С. Горбачева
Продолжение следует

Социально-психологическая адаптация первокурсников, окончивших городские и сельские школы. Часть 1

Опубликовано 20.03.2021 21:53 | Просмотров: 790 | Блог » RSS