14.08.2022 21:18

Семантизация лексики посредством ИКТ на средней ступени обучения английскому языку. Часть 2

Семантизация лексики посредством ИКТ на средней ступени обучения английскому языку. Часть 2

Опишем пример применения Интернет-ресурса http://wisemapping.com при семантизации лексики в 7 и 9 классах в ходе педагогической практики на базе МОУ «Лицей №1» Петрозаводского городского округа. Апробация проходила в три этапа. Первый заключался в ознакомлении учащихся с ресурсом и в его непосредственном использовании при семантизации новых лексических единиц на уроке. На втором этапе проводился контроль понимания значения с целью определить насколько верно и точно удалось семантизировать новую лексику. На третьем этапе учащиеся получали доступ к материалам и имели возможность работать с ними самостоятельно во внеурочное время.

Для семантизации посредством электронного ресурса http://wisemapping.com в 7 классе были выбраны слова, объединенные темой «виды искусства», в 9 классе— «праздничные мероприятия». Рис. Практическое применение Интернет-ресурса wisemapping.com при сематизации лексики по теме Festive activities в 9 классе https://app.wisemapping.com/c/maps/682607/public

Выбор был обусловлен сложностью лексических единиц, предлагаемых авторами учебника для изучения в 7 классе, так как они носили междисциплинарный характер и подразумевали разъяснений значений терминов из сферы изобразительного искусства. Одним из факторов, обуславливающих оправданность применения интеллект-карты для семантизации лексики в 9 классе, была цель развить языковую догадку и познакомить учащихся с реалиями, отсутствующими в родной стране за счет представления ассоциаций и обращения к наглядности.

В процессе подготовки материалов к урокам были выявлены такие достоинства Интернет-ресурса http://wisemapping.com, как удобство интерфейса, быстрая загрузка 124 страницы редактирования, автосохранение, масштабирование, возможность выделить главные слова как цветом, так и размером шрифта, вставка ссылок на сторонние ресурсы, возможность просматривать данные сторонние ресурсы в окне быстрого просмотра без непосредственного перехода по ссылке. К незначительным недостаткам можно отнести ограничение перемещения ячеек по доступному для редактирования полю, что приводит к тому, что при отображении всех разветвлений диаграммы связей шрифт становится практически нечитабельным с экрана.

При работе с сайтом на уроке в 9 классе презентация материала не вызвала трудностей, так как учащиеся уже были знакомы с форматом карты мыслей. Они достаточно быстро включились в работу и на протяжении всего этапа семантизации проявляли интерес к ресурсу. В 7 классе возникла необходимость сначала объяснить основные принципы создания и работы с диаграммой, а затем можно было приступить к семантизации лексических единиц. На начальном этапе работа с интеллект картой не вызвала энтузиазма у учащихся, так как их пугало количество иностранных слов и отсутствие наглядного материала, который, в действительности, присутствовал, но отображался только при наведении на иконку «ссылка». Такая реакция была также обусловлена тем фактом, что до педагогической практики основными способами семантизации были наглядный, который заключался в работе с небольшими изображениями в учебнике, и переводной способы. Несмотря на это, когда учащиеся осознали, что сложные понятия объясняются одним-двумя известными словами, а наглядный материал содержит множество необычных деталей, появилась мотивация успехом, так как задача оказалась посильной.

Для первичного контроля понимания значения новых лексических единиц учащимся 7 и 9 классов было предложено выполнить в парах следующие задания:
1. Ученик 1 называет слово, ученик 2 дает определение и затем наоборот.
2. Ученик 1 дает определение, ученик 2 называет слово и затем наоборот.

При наблюдении за выполнением задания было отмечено, что учащиеся 7 класса достаточно быстро называли загаданное слово, в то время как объяснение слова на иностранном языке вызывало сложности. Учащиеся 9 класса успешно справились с обоими заданиями.

Согласно результатам опроса, проведенного в обоих классах по окончании апробации, работа с данным ресурсом обеспечивает более полное раскрытие значения слова и способствует его глубокому пониманию.

Таким образом, применение Интернет-ресурса http://wisemapping.com является эффективным и целесообразным способом семантизации лексики как непосредственно на уроке, так и во внеурочное время, например, в качестве домашнего задания при подготовке к изучению новой темы.

Список литературы
1. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: пособие для учителей иностранных языков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
2. Языкова, Н. В. Практикум по методике обучения иностранным языкам : учеб. пособие для вузов /Н. В. Языкова. – М.: Просвещение, 2012. –240 с.
3. Сысоев, П. В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. – 2012. – №1. – С. 120–133.

С. Д. Кислова

Семантизация лексики посредством ИКТ на средней ступени обучения английскому языку. Часть 2

Опубликовано 14.08.2022 21:18 | Просмотров: 37 | Блог » RSS


Рекомендуем: