21.11.2022 21:19

Семантизация лексики посредством ИКТ на средней ступени обучения английскому языку. Часть 1

Семантизация лексики посредством ИКТ на средней ступени обучения английскому языку. Часть 1

Аннотация. Автором проводится анализ средств ИКТ по семантизации иноязычной лексики на примере Интернет-ресурса http://wisemapping.com. Подробно описана апробация данного электронного ресурса на этапе семантизации лексики в 7 и 9 классах при прохождении педагогической практики на базе МОУ «Лицей №1» Петрозаводского городского округа.

Ключевые слова: семантизация, ИКТ, интеллект-карта, лексические навыки, методика, английский язык, формирование навыков, Интернет-ресурсы, средняя ступень обучения.

Основной целью обучения иностранным языкам в школе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, которая включает в себя лингвистическую, языковую, социокультурную, компенсаторную и учебную компетенции. Важная роль в формировании языковой компетенции отводится лексическим навыкам, работа над которыми проходит в три этапа: семантизация лексических единиц, их автоматизация и дальнейшее совершенствование [1; 162]. Процесс семантизации, направленный на раскрытие значения слова и необходимых базовых сведений о значении слова, может осуществляться переводными и беспереводными способами [2; 238]. К первым относятся собственно перевод, а также перевод-толкование. Вторые основаны на применении наглядности, синонимов или антонимов, дефиниции, известных способов словообразования, контекста. Все упомянутые способы могут быть эффективно реализованы посредством ИКТ.

Рациональность применения средств ИКТ на этапе семантизации отмечается многими педагогами и объясняется, в первую очередь, дидактическими свойствами современных ИКТ, к которым относятся многоуровневость, разнообразие функциональных типов, мультимедийность, выстраивание индивидуальной образовательной траектории [3; 123]. Необходимо также отметить повышение мотивации учащихся к овладению новыми лексическими единицами при интеграции информационных технологий в образовательный процесс. Это способствует достижению такого метапредметного результата, как формирование и дальнейшее развитие ИКТ-компетенции у учеников. 123

При семантизации лексики посредством ИКТ на средней ступени обучения в большей степени реализуется способ наглядности в сочетании с другими беспереводными способами.

К наиболее интересным и практико-ориентированным средствам ИКТ по семантизации лексики относится диаграмма связей, также известная как интеллект-карта или картамыслей. Электронный ресурс http://wisemapping.com позволяет создать разветвленную диаграмму связей, наполнив её собственным содержанием. При применении данного ресурса, семантизация происходит через использование наглядности, синонимов или антонимов, ассоциаций. К достоинствам данного средства ИКТ можно отнести бесплатность, необязательность регистрации для получения полного доступа, отсутствие рекламы, широкий функционал, многообразие параметров редактирования, возможность добавления изображений, аудиоматериалов, возможность отправить готовую диаграмму конкретному ученику на почту, при этом определив, сможет ли он её редактировать и т.д. За время пользования данным ресурсом недостатков выявлено не было.

С. Д. Кислова
Продолжение следует

Семантизация лексики посредством ИКТ на средней ступени обучения английскому языку. Часть 1

Опубликовано 21.11.2022 21:19 | Просмотров: 306 | Блог » RSS