29.04.2023 18:12

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Ч.3

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Ч.3

Формирующий этап проводился с экспериментальной группой из 10 детей.
Логопедическая работа елась по следующим направлениям:
1.Развитие фонематического восприятия:
узнавание неречевых звуков, звуков речи.
различие высоты силы, тембра, голоса на материале звуков, слов и фраз, различение слов, близких по звучанию,
дифференциация фонем и слогов,
развитие навыков элементарного звукового анализа.
2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки произношения фонем (искажения, замены, отсутствия звука).
3. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок (например, ушел, зашел, пришел) или с помощью одной приставки от различных глагольных основ (например, пришел, прилетел, прибежал). Другой вид работы – подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
4. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа является работа над пониманием и употреблением предлогов, распространение и сокращение предложений.
5. Развитие связной речи. Работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

Завершил опытно-экспериментальную работу контрольный этап. Цель данного этапа эксперимента – определить эффективность коррекционной работы, выявить динамику готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР. В ходе проведения контрольного этапа мы воспользовались диагностическими методиками констатирующего эксперимента.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов показал, что логопедическая работа способствовала повышению готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Но это повышение было незначительное, так как коррекционная работа длилась недостаточное время.

Основой речевой готовности детей к обучению в школе, является устная речь, поэтому первые годы жизни ребенка должны быть посвящены практическому усвоению устной речи. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

Проведенное исследование доказало, что у детей с ОНР имеются недостаточно сформированы предпосылки письменной речи: нарушены все компоненты устной речи, что влечет за собой трудности в обучении грамоте.

Эти дети допускают ошибки:
на уровне звуко-слогового состава, обусловленные несформированностью фонематических процессов;
ошибки, на уровне слова, обусловленные бедностью, неточностью словаря;
ошибки грамматического строя речи, обусловленные несформированностью грамматического строя речи.

Все эти виды ошибок не позволяют усвоить правила орфографии.

Кроме того, у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные нарушения пространственных представлений, чувство ритма, координации мышц плечевого пояса, недоразвитие графических навыков, мелкой моторики рук.

Таким образом, к началу школьного обучения дети с ОНР не обладают достаточными предпосылками для успешного усвоения школьной программы. Поэтому своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием готовности детей к школьному обучению, их адаптации к новым социальным условиям.

Список литературы
1. Воителева Т.М. Грамматический строй речи как основа речевого развития учащихся / Т.М. Воителева // Вестник московского государственного гуманитарного института им. М.А. Шолохова. – 2009. – No4 [Электронный ресурс]. –Режим доступ: http://elibrary.ru/title_about.asp?id=25837
2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
3. Киселева Н.Ю. Формирование операций контроля при коррекции дисграфии // Логопед, 2008. - No7
4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т.2. – М., 1983.
5. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
6. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.– М.: Просвещение, 1989.–223 с.: ил.

Н.И.Юрик

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Ч.3

Опубликовано 29.04.2023 18:12 | Просмотров: 368 | Блог » RSS