22.10.2020 10:43
Проблема принятия родителями ребёнка с отклонениями в развитии. Часть 2
С рождением ребёнка с отклонениями в семье могут возникать и чаще всего возникают некоторые социальные проблемы.
Появление "особого" ребёнка значительно сужает круг знакомых и даже родственников, с которыми семья общается. Это связанно с многочисленными трудностями, которые возникают вследствии характерных особенностей состояния и развития ребёнка с отклонениями, а также из-за страха и стыда родителей.
Кроме того, могут меняться отношения между супругами (матерью и отцом). Часто это приводит к такому явлению, как развод: супруги жалуются на то, что между ними отсутствует взаимопонимание, возникают частые ссоры, чувства охладевают. Распад семьи отрицательно влияет на процесс формирования личности ребёнка с отклонениями в развитии. Известны случаи, когда подобные трудности сплачивали семью, но, к сожалению, таких случаев очень мало.
Часто возникает такая ситуация, что ребёнок с отклонениями в развитии является единственным в семье. Это связанно с рядом причин: одиночество матерей, воспитывающих "особых" детей; страх перед рождением ещё одного ребёнка с отклонениями; материальные проблемы, связанные с дорогостоящим лечением и развитием ребёнка и другие. Следует отметить, что в семьях, в которых помимо ребёнка с отклонениями воспитываются здоровые дети, имеется больше благоприятных возможностей для нормализации психологического состояния родителей.
Возможно ухудшение отношений между матерью "особого"ребёнка и её родителями или родителями её мужа. Особенности ребёнка сложно принять неподготовленному человеку. У бабушек и дедушек возникает чувство жалости к своему внуку и его матери, но со временем оно слабеет. Прародители постепенно отстраняются от такой семьи, могут упрекать ребёнка в том, что из-за него у них возникли проблемы со здоровьем и другое, и его мать в том, что она не родила им здорового внука.
Ещё одна проблема, с которой сталкивается семья, воспитывающая ребёнка с отклонениями в развитии заключается в том, мать, после рождения "особого" ребёнка вынуждена изменить профиль своей работы или вообще оставить её. Уход женщины с работы не только лишает ее заработка, но и изменяет ее социальный статус, ставит в зависимое положение от мужа, от семьи. Таким образом, в лице матери ребёнка с отклонениями общество теряет квалифицированного специалиста в связи с невозможностью для нее продолжать работу по избранной до рождения ребенка специальности.
В связи с тем, что проблема воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии лишь частично обеспечивается системой государственного образования, некоторые материнаходятв себе силы и возможности для получения специального образования и использования новых знаний для развития и обучения, как своего ребенка, так и других детей.
Итак, семья, в которой рождается ребёнок с отклонениями в развитии сталкивается со множеством проблем, но важным фактором в становление благополучных детско- родительских отношений является принятие родителями своего ребёнка таким, какой он есть.
Психологи выделяют четыре стадии, которые проходят родители, узнав, что у них родился ребёнок с отклонениями в развитии:
Первая фаза -"шок", характеризуется состоянием растерянности родителей, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности.
Вторая фаза-"неадекватное отношение к дефекту", характеризующаяся негативизмоми отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.
Третья фаза-"частичное осознание дефекта ребенка", сопровождаемое чувством "хроническойпечали". Это депрессивное состояние, являющееся постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений”.
Четвёртая фаза- начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.
Некоторые родители самостоятельно не могут справиться с проблемами, которые возникают с появлением ребёнка с отклонениями в развитии. Таким родителям необходима помощь психолога
Важно, чтобы родители понимали, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, принимать и любить его таким, какой онесть.
Список литературы
1. Подготовка детей-инвалидов к семейной и взрослой жизни. Пособие для родителей и специалистов / Под ред.Е.Р. Ярской-Смирновой.- Издание 2-е, Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2007. - 188 с.
2. Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие/И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева-М.: Просвещение, 2008.
А. А. Иванова
Опубликовано 22.10.2020 10:43 | Просмотров: 637 | Блог » RSS |