22.10.2020 10:48

Проблема принятия родителями ребёнка с отклонениями в развитии. Часть 1

Проблема принятия родителями ребёнка с отклонениями в развитии. Часть 1

В последние десятилетия в России произошли существенные изменения в плане гуманизации отношения к детям с отклонениями в развитии. Для семей, в которых воспитываются такие дети характерен высокий уровень проявления "проблемности". Одной из самых острых и актуальных проблем является проблема принятия родителями ребёнка с отклонениями в развитии. Ведь залогом благоприятных детско-родительских отношений является умение безусловное принимать своего ребёнка, то есть любить его не за то, что он красивый, умный, а за то, что он есть.

Рождение ребенка с отклонениями в развитии, в большинстве случаев, является для его родителей огромной трагедией. Сам факт появления на свет ребёнка "не такого, как у всех" может стать причиной сильного шока, стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Это стресс оказывает воздействие на психику родителей и является причиной изменений сформировавшегося в семье жизненного уклада. Меняется многое: стиль внутрисемейных взаимоотношений; отношений членов семьи с обществом; миропонимание и ценностные ориентации родителей.

Часто происходит так, что появление ребёнка с отклонениями в развитии рушит все надежды и ожидания родителей в один миг. Ведь такие дети в силу своих физических или психических нарушений зачастую не могут жить и развиваться так, как хотелось бы их родителям.

Родителям тяжело осознать тот факт, что у них появился "особенный" ребёнок. Требуется большое количество времени, чтобы это осознать, принять своего ребёнка таким, какой он есть, обрести новые жизненные ценности.

Следует отметить, что сложнее в сложившейся ситуации приходиться матери ребёнка с отклонениями. Распределение обязанностей между отцом и матерью в большинстве российских семей носит традиционный характер: мать ведёт хозяйство, решает бытовые проблемы, воспитывает детей, а отец материально обеспечивает семью. С рождением ребёнка с ограниченными возможностями здоровья жизнь отца не сильно подвергается изменениям, он не выпадает из привычных социальных отношений: большую часть времени мужчина проводит на работе, меньшую- с ребёнком (в силу своей занятости), поэтому психика отца ребёнка с отклонениями не подвергается патогенному воздействию столь же интенсивно, как психика матери. Приведенные характеристики, как правило, являются наиболее распространенными. Но, безусловно, есть и исключения из правил.

Эмоциональное воздействие стресса на мать неизмеримо значительнее. Мысли о том, что это она родила ребёнка с отклонениями, во всём произошедшем только её вина, приводят к частым истерикам, депрессивным состояниям, появлению страхов и заставляют её невыносимо страдать. Мать находится со своим ребёнком постоянно. Она имеет большую моральную и физическую нагрузку, множество забот, связанных с ребёнком. Можно выделить четыре типа матерей, которое воспитывают детей с отклонениями.
Первый тип - это женщины, которые имеют сниженный психический тонус, заниженную самооценку (это проявляется в потере вкуса к жизни, перспектив профессиональной карьеры, невозможности реализации собственных творческих планов, потере интереса к себе как к женщине и личности) и считают своего ребёнка каким-то наказанием, мучением для них. Такие матери постоянно жалуются на то, какие они несчастные и как им тяжело воспитывать "особого" ребёнка. Они не стремятся углубится в проблемы своего ребёнка; с удовольствием отводят его в образовательное учреждение и считают, что помощи, которую там оказывают, достаточно для их ребёнка. Для таких матерей дети с отклонениями являются "обузой". В таких семьях мы можем наблюдать проблему материнской деривации.
Второй тип- это женщины, которые имеют сниженный психический тонус, заниженную самооценку (это проявляется в потере вкуса к жизни, перспектив профессиональной карьеры, невозможности реализации собственных творческих планов, потере интереса к себе как к женщине и личности), но очень любят своего ребёнка и стремятся ему помочь. Такие матери обычно ставят крест на своей жизни и посвящают себя своему ребёнку. Они постоянно окружают своего ребёнка заботой; выполняют все предписания врачей, дефектологов; водят ребёнка на разные развивающие занятия (к логопеду, на музыкотерапию и т.д.); изучают литературу, которая позволяет им лучше понять проблему, с которой они столкнулись.
Третий тип- это женщины, которые с появлением ребёнка с отклонениями не теряют вкуса к жизни, к карьере, к реализации творческих планов; они полны энергии и остаются "женщинами", но при этом ребёнок для них является "обузой". Такие матери стремятся быстрее отдать ребёнка в детский сад или школу-интернат, чтобы облегчить себе жизнь. В таких семьях мы можем наблюдать проблему материнской деривации.
Четвертый тип- это женщины, которые с появлением ребёнка с отклонениями не теряют вкуса к жизни, к карьере, к реализации творческих планов; они полны энергии и остаются "женщинами", но при этом ребёнок для них является "центром" этой жизни. Такие матери стремятся углубиться в проблемы своего ребёнка; найти и применить новые методы, которые могли бы помочь их ребёнку. Они очень активно участвуют в жизни образовательного учреждения, которое посещает их ребёнок. Эти женщины рано забирают ребёнка из детского сада, водят на различные занятия, которые способствуют развитию их ребёнка.

А. А. Иванова
Продолжение следует

Проблема принятия родителями ребёнка с отклонениями в развитии. Часть 1

Опубликовано 22.10.2020 10:48 | Просмотров: 645 | Блог » RSS