22.10.2020 10:48
Проблема принятия родителями ребёнка с отклонениями в развитии. Часть 1
![Проблема принятия родителями ребёнка с отклонениями в развитии. Часть 1 Проблема принятия родителями ребёнка с отклонениями в развитии. Часть 1](https://fony-kartinki.ru/7.jpg)
В последние десятилетия в России произошли существенные изменения в плане гуманизации отношения к детям с отклонениями в развитии. Для семей, в которых воспитываются такие дети характерен высокий уровень проявления "проблемности". Одной из самых острых и актуальных проблем является проблема принятия родителями ребёнка с отклонениями в развитии. Ведь залогом благоприятных детско-родительских отношений является умение безусловное принимать своего ребёнка, то есть любить его не за то, что он красивый, умный, а за то, что он есть.
Рождение ребенка с отклонениями в развитии, в большинстве случаев, является для его родителей огромной трагедией. Сам факт появления на свет ребёнка "не такого, как у всех" может стать причиной сильного шока, стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Это стресс оказывает воздействие на психику родителей и является причиной изменений сформировавшегося в семье жизненного уклада. Меняется многое: стиль внутрисемейных взаимоотношений; отношений членов семьи с обществом; миропонимание и ценностные ориентации родителей.
Часто происходит так, что появление ребёнка с отклонениями в развитии рушит все надежды и ожидания родителей в один миг. Ведь такие дети в силу своих физических или психических нарушений зачастую не могут жить и развиваться так, как хотелось бы их родителям.
Родителям тяжело осознать тот факт, что у них появился "особенный" ребёнок. Требуется большое количество времени, чтобы это осознать, принять своего ребёнка таким, какой он есть, обрести новые жизненные ценности.
Следует отметить, что сложнее в сложившейся ситуации приходиться матери ребёнка с отклонениями. Распределение обязанностей между отцом и матерью в большинстве российских семей носит традиционный характер: мать ведёт хозяйство, решает бытовые проблемы, воспитывает детей, а отец материально обеспечивает семью. С рождением ребёнка с ограниченными возможностями здоровья жизнь отца не сильно подвергается изменениям, он не выпадает из привычных социальных отношений: большую часть времени мужчина проводит на работе, меньшую- с ребёнком (в силу своей занятости), поэтому психика отца ребёнка с отклонениями не подвергается патогенному воздействию столь же интенсивно, как психика матери. Приведенные характеристики, как правило, являются наиболее распространенными. Но, безусловно, есть и исключения из правил.
Эмоциональное воздействие стресса на мать неизмеримо значительнее. Мысли о том, что это она родила ребёнка с отклонениями, во всём произошедшем только её вина, приводят к частым истерикам, депрессивным состояниям, появлению страхов и заставляют её невыносимо страдать. Мать находится со своим ребёнком постоянно. Она имеет большую моральную и физическую нагрузку, множество забот, связанных с ребёнком. Можно выделить четыре типа матерей, которое воспитывают детей с отклонениями.
Первый тип - это женщины, которые имеют сниженный психический тонус, заниженную самооценку (это проявляется в потере вкуса к жизни, перспектив профессиональной карьеры, невозможности реализации собственных творческих планов, потере интереса к себе как к женщине и личности) и считают своего ребёнка каким-то наказанием, мучением для них. Такие матери постоянно жалуются на то, какие они несчастные и как им тяжело воспитывать "особого" ребёнка. Они не стремятся углубится в проблемы своего ребёнка; с удовольствием отводят его в образовательное учреждение и считают, что помощи, которую там оказывают, достаточно для их ребёнка. Для таких матерей дети с отклонениями являются "обузой". В таких семьях мы можем наблюдать проблему материнской деривации.
Второй тип- это женщины, которые имеют сниженный психический тонус, заниженную самооценку (это проявляется в потере вкуса к жизни, перспектив профессиональной карьеры, невозможности реализации собственных творческих планов, потере интереса к себе как к женщине и личности), но очень любят своего ребёнка и стремятся ему помочь. Такие матери обычно ставят крест на своей жизни и посвящают себя своему ребёнку. Они постоянно окружают своего ребёнка заботой; выполняют все предписания врачей, дефектологов; водят ребёнка на разные развивающие занятия (к логопеду, на музыкотерапию и т.д.); изучают литературу, которая позволяет им лучше понять проблему, с которой они столкнулись.
Третий тип- это женщины, которые с появлением ребёнка с отклонениями не теряют вкуса к жизни, к карьере, к реализации творческих планов; они полны энергии и остаются "женщинами", но при этом ребёнок для них является "обузой". Такие матери стремятся быстрее отдать ребёнка в детский сад или школу-интернат, чтобы облегчить себе жизнь. В таких семьях мы можем наблюдать проблему материнской деривации.
Четвертый тип- это женщины, которые с появлением ребёнка с отклонениями не теряют вкуса к жизни, к карьере, к реализации творческих планов; они полны энергии и остаются "женщинами", но при этом ребёнок для них является "центром" этой жизни. Такие матери стремятся углубиться в проблемы своего ребёнка; найти и применить новые методы, которые могли бы помочь их ребёнку. Они очень активно участвуют в жизни образовательного учреждения, которое посещает их ребёнок. Эти женщины рано забирают ребёнка из детского сада, водят на различные занятия, которые способствуют развитию их ребёнка.
А. А. Иванова
Продолжение следует
![Проблема принятия родителями ребёнка с отклонениями в развитии. Часть 1 Проблема принятия родителями ребёнка с отклонениями в развитии. Часть 1](https://fony-kartinki.ru/9.jpg)
Опубликовано 22.10.2020 10:48 | Просмотров: 658 | Блог » RSS |