01.08.2020 11:49

Подвижные игры в подготовке детей к выполнению нормативных требований ВФСК ГТО

Подвижные игры в подготовке детей к выполнению нормативных требований ВФСК ГТО

В настоящее время, в нашей стране, активно проводятся мероприятия по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) [1]. Это способствует с одной стороны не только развитию и популяризации занятий физической культуры и спорта среди широких слоев населения Российской Федерации, но и определяет новые требования по совершенствованию системы физического воспитания, в том числе детей и учащейся молодежи. В этой связи актуальным направлением является разработка и внедрение новых форм и средств физической подготовки, ориентированных на нормативы ВФСК ГТО.

Анализ данных научно-методической литературы, программ по физической культуре для общеобразовательных школ и других нормативных документов позволил установить, что в образовательных организациях большинство учителей физической культуры в качестве основных инструментов подготовки используют комплексы упражнений на силу, быстроту, гибкость, выносливость и т. д. При этом, согласно данным опроса школьников, данные комплексы упражнений, чаще всего, скучны и однообразны (87 %). В связи с этим мотивация учащихся к выполнению норм ГТО, особенно в старших классах, по повышению физической подготовленности находится на низком уровне (64 %) [6]. Исключение составляет группа выпускников школ, которые целенаправленно готовятся к поступлению в вузы, а успешное выполнение нормативов комплекса ГТО на золотой знак отличия позволяет им добавить бонусы к сумме баллов ЕГЭ в общем рейтинге среди абитуриентов.

Однообразные занятия физическими упражнениями, в том числе по подготовке к участию в соревнованиях комплекса ГТО и, выстроенные на специализированных комплексах двигательных действий, направленных на выполнение того или иного теста также, особенно, непопулярны и среди учащихся младшего школьного возраста (89 %) [6].

Опираясь на исторический опыт в области организации и проведения занятий физическими упражнениями с детьми, а также данные научных исследований в сфере физической подготовки школьников позволяют констатировать, что оптимальным средством и формой занятий, можно считать подвижные игры. С целью повышения интереса и мотивации учащихся младших классов к занятиям физической культурой и спортом, в том числе к выполнению нормативов комплекса ГТО, предложено использовать подвижные игры, как средство развития двигательных способностей в рамках игрового метода организации занятий.

В теории и практике физической культуры игра является эффективным средством и методом обучения и воспитания школьников не зависимо от возраста и гендерных различий. В частности, М. Н. Жуков в своих исследованиях указывает на то, что использование игровых методов для повышения физической подготовленности школьников к выполнению норм комплекса ГТО увеличивает уровень мотивации детей к занятиям физической культурой [2]. Делая упор на игровой метод, в подготовке школьников к выполнению норм комплекса ГТО решается задача не только обучения детей определенным упражнениям, но также способствует формированию жизненно важных умений и навыков. Подвижные игры, сопровождаются положительным эмоциональным настроем детей, стимулируют двигательную активность школьников, нивелируют утомляемость, способствуют адаптации к большим функциональным нагрузкам во время спортивных соревнований [2]. Калинина Л. В. и Киселев П. А. считают, что занятия с использованием игрового метода влияют на формирование определённого психологического стереотипа, потому что посредством использования данного метода упражнения закрепляются в условиях игровой соревновательной деятельности. Именно это играет большую роль для будущего участника комплекса ГТО [3, 4].

Учитывая то, что мероприятия, посвященные выполнению нормативов комплекса ГТО, проходят в духе состязательности Ж. Ю. Мотовилова считает, что подвижные игры способствуют не только полноценному решению задач физического развития и подготовки школьников, совершенствованию элементов спортивной техники, но и воспитанию решительности, воли и других необходимых участнику соревнований качеств [5].

В рамках педагогического эксперимента, проведенного с учащимися 4-х классов МОУ СОШ г. о. Шуя был внедрен комплекс подвижных игр, направленных на развитие физических качеств с целью подготовки школьников к выполнению норм комплекса ГТО.

В состав комплекса были включены подвижные игры: «Перестрелка», «Охотники и утки», «Лапта», «Перекати мяч». «Третий лишний», «День Ночь», «Чай-чай выручай», «Гуси-лебеди», «Петушиный бой». При этом в процессе игры нагрузка на организм детей регулировалась количеством повторений, длительностью выполняемых упражнений, использованием инвентаря разного веса и размера (мячи, скакалки, канат и др.), а также размером площадки. Подбор подвижных игр для развития того или иного физического качества осуществлялся таким образом, чтобы задачи физического воспитания (образовательные, воспитательные и оздоровительные) решались комплексно, а упражнения, выполняемые в ходе игры должны быть сходны по структуре с двигательными действиями, входящих в комплекс ГТО.

Использование подвижных игр в подготовке школьников к выполнению норм комплекса ГТО способствовало повышению уровня физической подготовленности учащихся экспериментального класса. По результатам контрольного тестирования, проведенного в рамках школьных соревнований по выполнению нормативов комплекса ГТО, 12 учащихся 4 класса (из 22 чел.) выполнили нормативы на золотой знак ГТО, что составляет 54,5 %, на серебряный знак - 7 чел. (31,8 %) и на бронзовый - 3 чел. (13,7 %). В контрольной группе «золотой норматив» выполнили лишь 7 чел. (33,3 %), у 8 человек (38,1 %) результаты соответствовали серебряному знаку, бронзовому - у 5 школьников (23,8 %). При этом 1 человек не смог справиться с нормативами комплекса ГТО. Анализ полученных данных подтвердил эффективность применения комплекса подвижных игр в процессе физической подготовки младших школьников к соревнованиям комплекса ГТО.

Применение подвижных игр в целях повышения физической подготовленности школьников позволяет: сохранить и укрепить здоровье как физическое, так и психологическое, повысить интерес у детей к занятиям физической культуры, воспитать потребность к систематическим занятиям спортом и повысить эффективность подготовки детей к выполнению норм комплекса ГТО.

Список использованной литературы
1. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». URL: http://www.gto.ru/ (дата обращения: 26.09.2016).
2. Жуков М. Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 160 с.
3. Калинина Л. В. Основы теории и методики подвижных игр: учебное пособие. Волгоград: ВГАФК, 2001. 120 с.
4. Киселев П. А. Подвижные и спортивные игры в учебном процессе и во внеурочное время: методическое пособие. М.: Планета, 2015. 272 с.
5. Мотовилова Ж. Ю., Андрейко Н. В. Игровой метод как средство повышения интереса школьников к сдаче норм ГТО // Молодой ученый. 2016. № 13.3. С. 62-63.
6. Правдов М. А. Модель взаимодействия дошкольных образовательных организаций и начальной школы по подготовке детей к сдаче норм комплекса ГТО первой ступени / М. А. Правдов, Н. Н. Нежкина, И. В. Рябова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2015. № 2 (120). С. 119-125.

Представлена система физической подготовки детей к выполнению норм комплекса ГТО на основе применения комплекса подвижных игр.
Ключевые слова: нормативы комплекса ГТО, младшие школьники, физическая подготовка, подвижные игры.

Киселева В. В.

Подвижные игры в подготовке детей к выполнению нормативных требований ВФСК ГТО

Опубликовано 01.08.2020 11:49 | Просмотров: 979 | Блог » RSS