25.11.2019 16:23

Педагогический диалог как условие эффективного взаимодействия педагога и родителей учащихся

Педагогический диалог как условие эффективного взаимодействия педагога и родителей учащихся

Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения. Извечная проблема: семья и школа, родитель и учитель. Она возникает с приходом ребенка в первый класс, разрешается с окончанием им школы и возникает вновь и вновь.

В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.

В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей культуры межнационального общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, особенно в многонациональных коллективах, поскольку, прежде всего личный пример взрослых воспитывает у школьников национальное сознание, отношение к своей Родине, чувство уважения к другим нациям и культурам, толерантность к другим взглядам, традициям, верам. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители.

Для решения многих проблем, в том числе и данной проблемы, на наш взгляд, необходимо найти общий язык, а именно в процессе диалога решать проблемы, которые возникают в школьном взаимодействии. Мы живем в то время, когда теряет силу выработанный десятилетиями особый стиль общения и убеждения со свойственными ему монологическими нравоучениями, бесцветными, равнодушными, не терпящими возражений назиданиями. Развитие гласности, демократизация нашей жизни потребовали иных, более эффективных форм обсуждения и решения животрепещущих проблем. И здесь диалогу принадлежит первостепенная роль.

Ф. М. Достоевский, давший глубокое описание диалогического сознания, исходил, по мнению М. М. Бахтина, из того, что в диалоге «человек не только проявляет себя вовне, а впервые становится тем, что он есть. Быть - значит общаться диалогически. Когда диалог кончается - все кончается. Поэтому диалог, в сущности, не может и не должен кончаться.

На сегодняшний день система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.

Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребенка. Учитель должен общаться с родителями, хочет он того или нет. Отношения «учитель - родители» могут существовать и формироваться определенным образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок. Однако отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию ребенка.

Чтобы не давать повода для возникновения негативного окраса контактам педагогов с родителями учащихся, чтобы сделать взаимодействие успешным, а также опираясь на положения, характеризующие сущность диалогового взаимодействия были сформулированы ряд предложений для учителя, которые будут этому способствовать.
- Иметь желание вести диалог (слушать и слышать собеседника).
- Знать особенности каждой семьи (ее национальные особенности, социальное положение, ценностные ориентации и т. д.).
- Уметь на понятном для всех языке сформулировать собственную позицию, относительной той или иной проблемы и помочь это сделать другим участникам взаимодействия.
- Включать родителей в процесс целеполагания и проведения классных мероприятий.
- Иметь терпение, быть готовым к неожиданным ситуациям и с пониманием реагировать на них (не впадать в панику, не нервничать и не искать «крайних» и т. д)
- Быть приветливым с родителями и учащимися.

Одновременно, понимая то, что и от родителей во многом зависит качество взаимодействия, нами были сформулированы некоторые предложения, которые на наш взгляд, помогут сделать общение более конструктивным.
- Осознавать важность диалога с учителем, с точки зрения успешности обучения собственного ребенка.
- Иметь представления об особенностях личности учителя (его образе жизни, мировоззренческую позицию, стиль общения) и относится к ним с пониманием.
- Стараться не критиковать учителя в присутствии детей.
- Стараться проявлять инициативу в процессе планирования, организации и проведения тех или иных мероприятий.

Диалогический характер общения учителя с родителями имеет значение не только для достижения взаимопонимания между ними и продуктивности их совместных усилий на благо ребенка. В диалоге они получают опыт общения, в котором их принимают, им сочувствуют, дают возможность раскрыться, обнаружить свои проблемы без боязни осуждения. Способность учителя услышать и понять родителей подтверждает их собственную ценность как людей и как воспитателей.

Г. Д. Наджафова

Педагогический диалог как условие эффективного взаимодействия педагога и родителей учащихся

Опубликовано 25.11.2019 16:23 | Просмотров: 585 | Блог » RSS