21.03.2023 19:06

Ознакомление с лексико-семантической стороной речи детей старшего дошкольного возраста. Часть 2

Ознакомление с лексико-семантической стороной речи детей старшего дошкольного возраста. Часть 2

Получив данные результаты, нами была разработана и апробирована программа по ознакомлению с лексико-семантическими отношениями детей 5-6 лет, включающая игры и серию упражнений.

Формы работы подбирались по принципу наглядности, доступности,
последовательности. Программа формирующего этапа реализуется следующим образом: мы сами выступаем в качестве исследователей, проводя комплекс мероприятий.
Были подобраны фразеологические обороты и пословицы.

Фразеологизмы: бежать без оглядки; считать ворон; вертеться, как белка в колесе; вешать лапшу на уши; провалиться сквозь землю; играть в кошки-мышки; попасть на удочку.

Пословицы: не надобен и клад, коли в семье лад; без труда, не поймаешь и рыбки из пруда; нет друга – ищи, а нашёл – береги; сделал дело – гуляй смело; правду как не прячь, она всё равно наружу выйдет; слово не воробей, вылетит – не поймаешь; маленькое дело лучше большого безделья.

В процессе работы, при подготовке игры и упражнений мы опирались на литературу таких авторов: Т. В. Розе «Большой фразеологический словарь для детей», Т. В. Розе «Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка», Е. В. Лаврентьева «Весёлый фразеологический словарь для детей», К. В. Иванова «Сами с усами».

Игры и упражнения были систематизированы по принципу усложнения материала, разделены на блоки и включены в образовательные ситуации:
1 блок – ознакомительный этап (вводные образовательные ситуации, знакомство с фразеологизмами, пословицами с помощью художественной литературы). Содержание работы: нахождение фразеологических оборотов в тексте; использование карточек с изображением фразеологизмов, пословиц; рассказ о появлении пословиц, объяснение пословиц; проговаривание пословиц, фразеологизмов вслух, объяснение их значений; подбор картинок к фразеологизму и картинок к пословицам. Количество образовательных ситуаций: 5.
2 блок – основной (непосредственно сами игры и упражнения по принципу
усложнения материала).
Содержание работы: упражнения с заданиями к каждому фразеологизму; игра-лото «Собери пословицы»; упражнение «Найди пару фразеологизмов»; упражнение «Разрезные картинки»; упражнение «Закончи пословицу». Количество образовательных ситуаций: 5.
3 блок – заключительный (закрепление материала).

Содержание работы: упражнение «Продолжи фразу»; упражнение «Скажи по-
другому»; упражнение «Завиральные пословицы»; упражнение «Квест фразеологизмов и пословиц»; коллективная работа «Составление фразеологического альбома»; коллективная работа «Составление альбома пословиц». Количество образовательных ситуаций: 5.

С целью выявления эффективности использования программы, включающей игры и серию упражнений в процессе ознакомления детей старшей группы с лексико-семантическими отношениями, были проведены четыре диагностических задания:
1. Методика «Соотнесение фразеологизм с соответствующим изображением».
Цель: выявление знания фразеологизмов детьми старшего дошкольного возраста, умение соотносить фразеологизм с соответствующим изображением.
2. Методика «Незаконченные пословицы».
Авторы: Кирпу М.А. с опорой на методику «Незаконченные предложения».
Цель: выявление знания пословиц и их значений детьми старшего дошкольного
возраста.
3. Методика «Незаконченные словосочетания».
Авторы: Кирпу М.А. с опорой на методику «Незаконченные предложения»
Цель: выявление знания фразеологизмов и их значений детьми старшего дошкольного возраста.
4. Методика «Соотнесение пословицу с соответствующим изображением».

Цель: выявление знания пословиц детьми старшего дошкольного возраста, умение соотносить пословицу с соответствующим изображением.

Исходя из результатов работы, можно сказать, что дети испытывают большой интерес к фразеологическим оборотам и пословицам. Главное – это использование наглядных материалов, пособий, которые будут побуждать детей активно работать и воспринимать информацию, необычные задания, которые ранее не использовались педагогами.

На первых этапах лучше знакомить детей с теми фразеологизмами и пословицами, которые могут использоваться детьми в повседневной жизни. При повторной диагностике уровень знаний детьми фразеологических оборотов и пословиц поднялся до высокого и среднего. Уровень знаний детей контрольной группы не изменился.

Можно говорить о том, что программа по ознакомлению с лексико-семантическими отношениями детей 5-6 лет, включающая игры и серию упражнений, куда вошли три блока, в каждом из которых было по пять образовательных ситуаций, оказалась эффективной.

Список литературы

1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей/ А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 256 с.
3. Мысан И.В. Методика обогащения речи детей дошкольного возраста фразеологизмами/ И.В.Мысан// Ярославский педагогический вестник.- изд. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского (Ярославль).-2014.- No4/ том 2.

М. А. Кирпу

Ознакомление с лексико-семантической стороной речи детей старшего дошкольного возраста. Часть 2

Опубликовано 21.03.2023 19:06 | Просмотров: 246 | Блог » RSS