04.11.2019 15:31

Отбор лексико-грамматических материалов с учетом различных ВРД

Отбор лексико-грамматических материалов с учетом различных ВРД

Задача обучения лексике и грамматике в школе состоит в формировании у учащихся лексико-грамматических навыков в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности.

Основное требование к объему лексико-грамматического материала состоит в том, что он должен быть достаточным для пользования языком как средством общения.

Необходимость ограничения грамматического материала обусловлена тем фактором, что в условиях школы нет реальной возможности для овладения всем грамматическим строем данного иностранного языка в силу его обширности и трудности формирования грамматических навыков.

Формирование грамматических навыков сопряжено с затратой значительного количества времени для выполнения упражнений, соответственно овладеть всеми явлениями иностранного языка до степени автоматизированного пользования ими в условиях школьного обучения маловероятно.

Отбор грамматического материала облегчается тем обстоятельством, что в языке имеется широко развитая система синонимии на всех его уровнях, которая в свою очередь порождает избыточность. Поэтому целесообразно ограничивать объем грамматического материала наиболее употребительными формами, которые являются одновременно необходимыми и достаточными.

Основными принципами отбора материала в активный грамматический минимум считаются:
- принцип распространенности и частотности в устной и письменной речи;
- принцип образцовости: способность грамматической формы служить эталоном образования по аналогии;
- принцип исключения синонимических грамматических явлений.
- К главным принципам отбора грамматических явлений в пассивный минимум относятся:
- принцип распространенности в книжно-письменном стиле речи;
- принцип многозначности: из многих грамматических явлений выбирается только одно.

Под принципами отбора лексического минимума принято понимать измерительные признаки и показатели, на основе которых производится оценка лексики. Существуют следующие принципы отбора лексического минимума:
- Принцип частотности, в соответствии с которым в словарь-минимум включаются наиболее употребительные в литературно-разговорном языке слова и обороты речи.
- Семантический принцип. Отбираемые слова должны выражать наиболее важные понятия, соответствующие изучаемой тематике устной и письменной речи.
- Принцип сочетаемости, согласно которому слова с большей сочетаемостью предпочтительней слов с редкой сочетаемостью, так как при ограниченном объеме обязательной лексики они позволят выражать и понимать более разнообразное содержание.
- Принцип стилистической неограниченности, т. е. отнесенности слова к нейтральному, литературному, разговорному и книжно-письменному стилям языка.
- Принцип словообразовательной ценности, который состоит в том, что в минимум включаются лишь наиболее продуктивные в словообразовательном отношении слова, от которых с помощью аффиксов можно образовать большое количество других слов.
- Принцип исключения синонимов означает, что в словарь-минимум из синонимического ряда включается только одно, самое употребительное и нейтральное слово.
- Принцип исключения интернациональных слов, которые полностью совпадают в иностранном и родном языке.

А. В. Ильин

Отбор лексико-грамматических материалов с учетом различных ВРД

Опубликовано 04.11.2019 15:31 | Просмотров: 25 | Блог » RSS


Рекомендуем: