04.09.2019 10:46

Особенности современной семьи и специфика работы с ней

Особенности современной семьи и специфика работы с ней

Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая социально - психологическая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, нравственной ответственностью. Одновременно семья – это социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в воспроизводстве населения, организации учебно-воспитательной работы, реализации общественного потребления, передачи культурного наследия и др.

Семейная жизнь – процесс, который разворачивается во времени и идет в социальном окружении. Семья – один из самых консервативных социальных институтов, она противится изменениям; иногда может создаться впечатление, что волны общественных перемен обтекают ее, как остров в бурном море.

Но это не так, современная семья переживает сложный этап в эволюции – переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, увеличение числа разводов и одиноких людей.

Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана только при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. А. Н. Сизанов утверждает, что понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социальную, нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность.

На настоящий момент существуют различные классификации семей, рассмотрим одну из них:
1) среднестатистическая семья;
2) молодая семья;
3) вторичная семья;
4) неполная семья;
5) многодетная семья.

К основным функциям семьи относятся:
— воспитательная;
— хозяйственно-бытовая;
— эмоциональная: культурное и духовное общение;
— первичный социальный контроль;
— репродуктивная и сексуальная.

Одним из типов семейных взаимоотношений является брак – гражданское состояние, добровольный союз мужчины и женщины, ведущий к образованию семьи. Развод – это одна из форм прекращения брака, путем его юридического расторжения.

Выделяют следующие стадии распада брака:
1) эмоциональный распад;
2) физический распад;
3) фактический распад.
С появлением проблем, трудностей увеличивается число семей, нуждающихся в материальной поддержке государства, особых льготах и услугах.

К таким семьям относятся, семьи военнослужащих срочной службы с детьми (около 40 тыс. семей), а также семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов (800 тыс. семей).

Еще одна категория семей, получающих поддержку государства – это семьи с детьми-инвалидами.

В трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними детьми в возрасте до 3-х лет (около 6 млн).

Помимо этого, к нуждающимся в особой поддержке государства должны быть отнесены семьи беженцев и вынужденных переселенцев.

Особый разряд составляют девиантные семьи: алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др.

Большое значение в социальной защите имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы, разработаны и приняты следующие законы: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О порядке назначения и выплаты ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций», «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышением их размеров», «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц», «Государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав».

Для решения конкретных задач социальной защиты семьи шире стал применяться программно-целевой метод. В частности, разработана и принята к выполнению Федеральная программа «Дети России», в которую входят шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».

Огромную роль оказывает социальный работник, осуществляющий социальную защиту семьи.

Социальная защита семьи – это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантий, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержание в норме психологического здоровья семьи; взаимодействие со школой и производством, социальными службами; обучение детей ведению домашнего хозяйства и т. д.

Социальная защищенность семьи формируется путем дифференциации проектов и программ развития различных категорий семей, создания разнопрофильных центров социальной помощи семье и детям, развитием сети специальностей и специализаций работников социальной сферы, повышения психолого-педагогической, медико-социальной и юридической грамотности семей в системе родительского всеобуча, сети консультационных пунктов и т. д.

Особое место в ней занимает социальная защита детства, включающая в себя предупреждения педагогического травматизма и эмоциональной отверженности, профилактику внутрисемейного (родительского) насилия, профориентацию детей и подростков, демократизацию отношений взрослых и детей, регламентацию труда подростков и т. д.

В своей работе социальный педагог опирается на принципы социально-педагогического обеспечения социальной работы с семьей: методологический, профессиональный, принцип интегративности, организационный, а также различные методы социальной работы с семьями: индивидуальная работа с членами семьи; менеджмент социальной работы с семьей; семейная терапия; организация социальной работы с семьей по месту жительства; административное управление; профессиональная подготовка специалистов различного профиля для работы с семьей.

Для успеха работы с семьей социальному педагогу необходимо связываться с другими специалистами, со службами социальной защиты. Социальный педагог должен быть хорошо подготовлен в профессиональном плане, быть образованным, эрудированным, обладать достаточно высоким уровнем педагогического мастерства и организаторскими способностями.

Т. В. Серяпина

Особенности современной семьи и специфика работы с ней

Опубликовано 04.09.2019 10:46 | Просмотров: 14 | Блог » RSS


Рекомендуем: