27.03.2023 18:32

Особенности совладающего поведения в учебной деятельности у младших школьников/ Часть 2

Особенности совладающего поведения в учебной деятельности у младших школьников/ Часть 2

Вторым этапом эмпирического исследования стало изучение трудных ситуаций, связанных с учебной деятельностью, и совладающего поведения младших школьников в них. Детям предлагалось нарисовать рисунок трудной ситуации, которая связана с учебой в школе. После выполнения рисунка проводилась беседа о содержании и способах совладания в трудной ситуации. С ребенком обсуждались такие вопросы: «что ты сделал, чтобы оставаться спокойным?»; «Что ты сделал, чтобы тебе стало хорошо, чтобы ушло беспокойство, напряжение?»;«Как ты себе помогал?».

В результате анализа рисунков детей были выявлены следующие трудные ситуации, связанные с учебной деятельностью:
1. Получение неудовлетворительных оценок (30%)
2. Трудности в отношениях со сверстниками (23%)
3. Трудности при выполнении домашнего задания (19%)
4. Трудные задания на уроке (7%)
5. Ситуации проверки знаний (7%)
6. Ситуации, когда учитель ругается на уроке (7%)

Возрастные различия (не проверялись статистически) проявились в следующем: трудности в отношениях со сверстниками чаще всего называли и изображали четвероклассники, а трудности при выполнении домашнего задания – первоклассники.

В трудных ситуациях, связанных с учебной деятельностью, у младших школьников преобладают поведенческие стратегии совладания. Они направлены на отвлечение в другой деятельности, разрешение трудной ситуации, обращение за помощью к родителям, к друзьям. Также проявляются эмоциональные стратегии, такие как: «плачу и грущу», «кусаю ногти», «психую», дети высвобождают эмоции через ответную агрессию, либо уход от воздействия стрессора. Когнитивные стратегии встречаются редко, включают в себя представление о потенциальных последствиях, обдумывание разрешения трудной ситуации, самовнушение.

Анализируя результаты исследования, можно охарактеризовать особенности совладающего поведения младших школьников в различных трудных ситуациях учебной деятельности. В ситуациях трудного задания на уроке, трудностей в отношениях со сверстникамив равной степени проявляются попытки изменения трудной ситуации и усилия, направленные на улучшение собственного внутреннего состояния. В остальных выделенных трудных ситуациях (ситуация проверки знаний, трудности при выполнении домашнего задания, получение неудовлетворительных оценок, учитель ругает на уроке) преобладают усилия, направленные только на улучшение собственного внутреннего состояния, без влияния на ситуацию.

Список литературы

1. Битюцкая Е. В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями //Вестник Московского Университета. – 2011. – Сер.14. Психология. – No 1. С. 100 111.
2. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей – СПб.: Речь, 2000. 507 с.
3. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы/ Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 474 с.

М. С. Попова

Особенности совладающего поведения в учебной деятельности у младших школьников/ Часть 2

Опубликовано 27.03.2023 18:32 | Просмотров: 253 | Блог » RSS