06.09.2019 22:04

Особенности ознакомления с предложением в период обучения грамоте

Особенности ознакомления с предложением в период обучения грамоте

В процессе обучения грамоте школьники знакомятся с основами родного языка. Овладение полноценными навыками чтения и письма определяет успешность речевого развития учащихся, а это, в свою очередь, – процесса в целом.

В основе современных программ обучения чтению и письму лежит аналитико-синтетическая система обучения грамоте, имеющая отчетливо выраженную воспитывающую и развивающую направленность. Она предполагает использование основных методов обучения, известных современной дидактике, нацелена на интенсивное интеллектуальное и речевое развитие детей и высокий уровень осознанности ими своего чтения и речи.

Процесс обучения чтению и письму начинается с уроков развития речи, где дети получают первые сведения о предложении, его особенностях, учатся точно выражать свои мысли.

Успешное овладение навыками чтения и письма во многом зависит от уровня усвоения детьми особенностей построения предложений, закономерностей их функционирования в речи.

Изучением синтаксического строя русского языка занимались известные отечественные лингвисты: А. А. Шахматов, Ф. Ф. Фортунатов, В. В. Виноградов, Л. В. Щерба, В. В. Бабайцева, В. А. Белошапкова, Н. Ю. Шведова, П. А. Лекант, И. П. Распопов, Н. С. Валгина и др.

Учение о предложении – достаточно хорошо разработанная область лингвистики, однако ряд вопросов не имеет единого решения. Так, неоднозначно трактуется понятие о предложении, существуют разные, иногда взаимоисключающие, точки зрения на их структуру и семантику, нет единого подхода к квалификации односоставных предложений, выделению типов сложных предложений и т. д.

Изучению предложения в период обучения грамоте посвятили множество методических работ В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А. В. Янковская, Л. К. Назарова, Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин, Г. А. Фомичева, Д. А. Цукерман и др.

Современные системы обучения грамоте построены на основе звукового аналитико-синтетического метода.

В учебнике «Русская азбука» В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина и др. предусмотрены задания и упражнения, учитывающие все стороны языкового развития учащихся. Синтаксический уровень языковой и речевой работы представлен работой над предложением, как основной синтаксической единицей, поскольку от сформированности понятия о предложении зависит уровень речевого и мыслительного развития учащихся.

На уроках подготовительного периода обучения грамоте учащиеся знакомятся с предложением, учатся составлять собственные предложения по образцу, моделируют их структуру с помощью схем.

В основном периоде обучения чтению и письму такая работа продолжается, причем уровень самостоятельности и активности учащихся возрастает. Они могут составлять предложения заданной структуры или темы, объединять два-три предложения по смыслу.

Работа над предложением стимулирует речевую и мыслительную деятельность учащихся, облегчает процесс обучения чтению и письму. В ходе устных и письменных упражнений с предложением дети начинают осознавать его роль в речи. Разное смысловое содержание предложений расширяет кругозор учащихся, развивает стремление к изучению родного языка.

Следует заметить некоторую однотипность заданий и упражнений учебника, однако она оправдана целями обучения и развития. Творчески работающий учитель использует множество методических приемов, дидактических игр, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся.

Заметим, что работа над предложением проводится на каждом уроке обучения грамоте, органически вплетается в другие виды заданий и подготавливает учащихся к формированию умений и навыков правильной, точной, выразительной речи.

Т. С. Минченко

Особенности ознакомления с предложением в период обучения грамоте

Опубликовано 06.09.2019 22:04 | Просмотров: 587 | Блог » RSS