04.09.2019 20:14

Обучение правописанию в начальной школе

Обучение правописанию в начальной школе

Орфографическая грамотность является составной частью общей культуры человека. При этом огромное значение имеет обучение в начальных классах, так как именно в этот период дети получают основные знания для дальнейшего обучения.

Формирование орфографических навыков опирается на лингвистические сведения и специфические понятия русской орфографии, так как именно усвоение теоретических знаний становится основой работы над орфографической грамотностью учащихся.

Орфография русского языка очень сложна. Она состоит из пяти основных разделов: передача буквами фонемного состава слов; слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей; употребление прописных и строчных букв; перенос части слова с одной строки на другую; графические сокращения слов. Природу и систему русской орфографии раскрывают с помощью ее принципов: морфологического, фонематического, традиционного, фонетического и принципа дифференциации значений. Но знание орфографических правил не гарантирует правильного написания. Ребенок должен видеть орфограмму, знать правила и уметь их применить, поэтому важное значение на этом этапе обучения имеет формирование орфографической зоркости.

По мнению М. Р. Львова, орфографическая зоркость – умение быстро обнаруживать в тексте, словах и их сочетаниях, которые предназначены для записи или уже записаны, орфограммы, а также быстро определить их типы. Орфограмма – это то место в слове, которое не устанавливается на слух и требует проверки.

Для формирования орфографической зоркости используются методы: фонемный и буквенный анализ и синтез, имитативный метод, метод решения грамматико-орфографических задач. В настоящее время для формирования орфографической зоркости и творческой самостоятельности школьников используется метод проектов.

Формированию орфографической зоркости подчинена и система работы над ошибками. Немаловажное значение для успешной организации этой работы имеет исправление ошибок учителем в момент проверки тетрадей. Цель такого исправления – заставить ученика вдуматься в данное слово, увидеть в нем орфограмму, распознать ее тип, а затем уже исправить ошибку в этой позиции.

Практическая работа учащихся опирается на правила, но она эффективна лишь в том случае, когда правило применяется быстро и точно: малейшая неточность приводит к ошибкам. Орфографические правила могут успешно применяться лишь на основе определенного уровня владения фонетикой, грамматикой, словарем, так как орфографический навык – составная часть языковых умений.

Ребенок должен видеть слабую позицию – ведь именно здесь требуется проверка. В сильной позиции проверять нечего – фонемы там легко различаются. Орфографические написания связаны с возможностью выбора букв на месте звуков в слабых позициях. Таким образом, развитие орфографической зоркости оказывается решающим условием грамотного письма.

Ю. В. Миронова

Обучение правописанию в начальной школе

Опубликовано 04.09.2019 20:14 | Просмотров: 328 | Блог » RSS