02.01.2023 16:57

Образ успешного спортсмена в представлении учащихся спортивных школ. Часть 2

Образ успешного спортсмена в представлении учащихся спортивных школ. Часть 2

Важно также понимать, есть ли у учащихся определённая цель, которой они хотели бы добиться с помощью занятий спортом. Учащимся предлагалось выбрать один ответ из представленных десяти целей. На первый план вышло "укрепление здоровья" (27%). Но известно, что здоровье и профессиональный спорт несовместимы, т.к. физические и психологические нагрузки, работа организма на пределе приводят к расстройству многих систем организма. Укреплению здоровья способствует физическая культура и любительский спорт. Значит, фактически треть юных спортсменов либо не хотят попасть в профессиональный спорт, либо не осознают того, что он несовместим со здоровьем. Заметим, что далее следуют "получение звания КМС, МС" (19%), "победы на крупных соревнованиях" (18%), что так же относится к любительскому спорту. А вот "заключение контракта со сборной/клубом" и "участие в мировых соревнованиях" видят своей основной целью лишь 5% и 4% соответственно.

Какие же критерии для успеха в спорте выделяют учащиеся спортивных школ? Для этого респондентам предлагалось оценить по степени значимости каждый из представленных в анкете критериев (где "1"–совершенно необязательно для успеха, а "5" – обязательно должно быть, "0" – затрудняюсь ответить). Шкала порядковая, поэтому были посчитаны средние баллы по каждому из критериев. Интересно то, что критерии "призовое место на всероссийских/мировых соревнованиях" выходят на первое место (4,16 и 4,15 балла соответственно), за ним следуют "звание КМС, МС" и "участие в Олимпиаде", что вполне совпадает с установками, которые озвучивали карельские спортсмены, уже добившиеся успеха. Критерии, которые, обобщая, можно охарактеризовать как материальные ("денежный приз", "контракт со сборной/клубом") и не относящиеся к карьере в спорте ("контракт в неспортивной сфере", "карьера в неспортивной сфере") имеют меньшие балльные оценки. А это значит, что юные спортсмены занимаются не ради получения материальной выгоды, а для саморазвития, что вполне логично для данного возраста и периферийной республики.

Но какие факторы могут влиять на данный выбор? Только ли спецификой региона и возрастными особенностями можно объяснить сложившуюся ситуацию? Для этого обратимся к факторному анализу. Прежде всего, обратим внимание, что все статистические показатели говорят о том, что построенная модель валидна (КМО ≈ 0,8; критерий Бартлетта: знач.< 0,000; 18,5 % объясненной дисперсии).

Интересно то, что в ходе факторного анализа переменные "Звание КМС, МС" и "Контракт со сборной/клубом" выпали, т.к. имеют малые значения, а это значит, что они не несут нагрузки для модели. Итого было выявлено два фактора:
1. Ориентир на внеспортивный успех, т.е. тот успех, который выходит за рамки спорта. Но именно спорт помогает добиться этого успеха. Сначала добиваешься спортивных результатов, а потом уже получаешь за это какие- либо "бонусы";
2. Ориентир на спортивный успех, т.е. тот, где самоцелью являются именно спортивные результаты.

Итак, каков же он - успешный спортсмен? Во-первых, этот тот кто, стремится занять призовое место на всероссийских и мировых соревнованиях, но не ради материальной выгоды, а ради личной самореализации. Этому же критерию соответствует и получение звания КМС, а за ним и МС. Во-вторых, этот тот, кто очень много и интенсивно тренируется и имеет сильное желание добиться результата. В этом ему помогают целеустремлённость, воля к победе, выносливость и терпение. Однако, в умах юных спортсменов засело некое противоречие - не говоря о материальной стороне вопроса, они указывают, что всё-таки успешный спортсмен должен получать не менее 100 000 рублей в месяц.

Обрисовав образ успешного спортсмена, необходимо выяснить, важен ли для самих учащихся тот успех, который они представили, хотят ли они сами стать таким успешным спортсменом. Для этого был задан вопрос-фильтр, который позволил выделить тех, для кого успех в спорте является первостепенным. Тех, кто однозначно решил, что занимается ради удовольствия оказалось 12,7%, затруднились ответить 14,3%, а те, кто уверен в том, что успех важен для них - 73%. А значит для большей части из юных спортсменов важен успех.

Таким образом, для юных петрозаводских спортсменов важен успех в спорте, они готовы бороться за призовые места на региональных, всероссийских и мировых соревнованиях.

Список литературы

1. Отчет о реализации государственной программы Республики Карелия «Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышения эффективности реализации молодежной политики Республики Карелия» на 2014 - 2020 годы» [Электронный ресурс] / Министерство по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия. — Электрон.дан. — Министерство по делам молодежи, физической культуре и спорту Республики Карелия, 2015. — URL: http://goskomsportrk.ru/article/otchety-0 /. — (22.03.18).
2. Буссман Г. Факторы, влияющие на уход из спорта юных спортсменов [Электронный ресурс] / Г. Бусман — Электрон.ст. — URL: http://osdusshor.ru/media/sportvest/sportvest3/gabi-bussman-faktory-vliyayushchiye-na-ukhod-iz.pdf, свободный. – Загл. с экрана.- Яз.рус.- Аналог печат. изд. (Сборник информационно-аналитических материалов «Спортивная наука в зарубежных странах». — М.: Советский спорт. - 2006- №2). — (22.03.18).
3. Капашов М.М. Ведущие мотивы спортсмена на восходящей стадии профессионального развития [Электронный ресурс] / М.М. Капашов, М.Е. Лоскутова, Т.В. Огородова– Электрон.ст. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/veduschie-motivy-sportsmena-navoshodyaschey-stadii-professionalnogo-razvitiya, свободный. — Загл. с экрана.— Яз.рус.— Аналог печат. изд. (Известия Саратовского университета- 2016.- №2). — (22.03.18

Н.В. Чувак

Образ успешного спортсмена в представлении учащихся спортивных школ. Часть 2

Опубликовано 02.01.2023 16:57 | Просмотров: 430 | Блог » RSS