26.10.2019 19:09

Об инструментах детского звукотворчества финно-угорских народов

Об инструментах детского звукотворчества финно-угорских народов

В данной работе нас интересуют детские игрушки - инструменты детского звукотворчества, функционировавшие во второй половине XIX столетия в Олонецкой губернии и описанные в статье И. Г. Куликовского «Описание игрушек, игр и детских забав в деревнях Пудожгорских, Повенецкого уезда» (ОГВ, 1886, № 74-76).

«Меленки» (по классификации Э. Хорнбостеля и К. Закса 412.21 вращающиеся аэрофоны) - небольшие дощечки, затесанные с обеих сторон. «Меленка» насаживается на гвоздь, вколоченный в палку. Играющий поднимает палку вверх и бежит против ветра, ветер вертит их, издавая вихревый звук. Свистулька (421.221.4 относят к сосудным флейтам со щелью) - игрушка, пустая внутри, имеет вид птички и делается из глины. «Фурчалки» или «трепещалки» изготовляются из растения дудник. Для этой цели берут молодой полый стебель, сдирают с него кожицу, во всю длину прорезают щель правильной геометрической (прямоугольной) формы. Погремушка идиофон в виде небольшой коробочки из бересты, наполненной камушками, звук извлекается путем встряхивания.

Отметим, что описанные И. Г. Куликовским детские звуковые игрушки имеются в ряде финно-угорских культур. Погремушки можно встретить в саамской, удмуртской культуре. Подобный «меленкам» музыкальный инструмент имеется у саамов, где называется «навьта». Сезонный аэрофон, похожий на «фурчалку», был популярен в детской среде у мари - «Акации калма». У эстонцев имеется целая группа сезонных музыкальных инструментов, название их зависит или от материала, из которого сделан инструмент: «лэтспилль» - стручок акации, «лехепилль» - древесный лист, или от особенностей его тембра: «куккепилль» - «петушок», «хэрьяпилль» - «бык» и т. д. Традиционный инструмент удмуртов «шулан» - глиняная свистулька, имеющая форму утки, голубя, собаки, курочки, петуха или гусиного яйца. Среди традиционных мордовских музыкальных инструментов имеется «кевень тутушка» (эрзя) - глиняная пустотелая свистулька из обожженной глины.

Автором была проделана работа по поиску и фиксации представленных И. Г. Куликовским инструментов детского звукотворчества на территории Сямозерья. В связи с изменением традиционного быта многие музыкальные инструменты ушли в прошлое, попав прежде в сферу детского музицирования. Многие из этих инструментов несложные в изготовлении и не требуют никакой специальной подготовки.

Так Л. И. Кузнецова (1961 г. р.), проживающая в п. Эссойла, вспоминает, что в пору детства на листке травинки ее научила играть подруга. В. И. Леонтьев, (1952 г. р.), проживающий в д. Падройла, рассказывал, что ивовый свисток изготавливается весной, когда начинается «сокодвижение» и кору легко отделить от сердцевины. Н. Н. Киброев (1959 г. р.) из д. Метчелица, помнит процесс изготовления рожка их бересты. Н. Ф. Никитина (1961 г. р.), проживающая в п. Эссойла, в детстве играла с дудочкой из дудника.

Детские звуковые игрушки, рассматриваемые как архаичные инструменты, обладают рядом свойств: обладают одним «голосом», простотой изготовления, нестабильными размерами. Очевидно, что описанное множество инструментов детского звукотворчества в ряде этнических культур возникло для воспроизведения устойчивых (традиционных) в культуре сонорных эффектов. «Голос» архаичного инструмента, как правило, невозможно повторить другими средствами. Поэтому, несмотря на свою кажущуюся примитивность, он устойчиво сохраняется в интонационной культуре.

Таким образом, традиционные музыкальные инструменты детского звукотворчества, описанные И. Г. Куликовским имеют аналоги в ряде культур в связи с их архаичностью. Функционирующие первоначально как ритуальные, охотничьи, пастушеские, с течением времени они перешли в сферу детского звукотворче ства. В настоящее время приходится констатировать факт частичного сохранения указанной традиции в памяти взрослых, а не в сфере детского досуга. Тем не менее, задачей автора становится не только изучение, но и адаптация известных инструментов детского звукотворчества к детской среде.

М. С. Зайцева

Об инструментах детского звукотворчества финно-угорских народов

Опубликовано 26.10.2019 19:09 | Просмотров: 402 | Блог » RSS