26.10.2019 20:53

О традиционной инструментальной культуре Сямозерья

О традиционной инструментальной культуре Сямозерья

Традиционная инструментальная культура Сямозерья ярко и многогранно представлена. Трудовую деятельность охотников и пастухов представляли разнообразные аэрофоны - манки, пастушьи труба (torvi), рог, лиру и луду. Фактически одновременно финскими и отечественными исследователями в Сямозерье была обнаружено традиционное исполнительство на древнейшем хордофоне карел и финнов - кантеле. В крупных селах (таких как Пряжа) располагались церкви, имеющие колокольни. В конце XIX в. в указанном регионе появилась гармоника.

Инструментальная культура и ее изучение позволяют реконструировать лишь часть традиционного звукового ландшафта. Тем не менее, задачей автора становится не столько реконструкция, сколько фиксация и изучение данного явления, способствующего осознанию причастности к культурному наследию своего региона, своего этноса.

Яркий исполнитель на балалайке и мандолине П. Т. Шомбин (1937 г. р.) живет в Эссойле более пятидесяти лет. В своем доме, который построил сам, он хранит три мандолины, балалайку, гармонь и баян - все инструменты фабричного производства. Несмотря на то, что Петр Тимофеевич некогда играл на всех вышеперечисленных инструментах, сейчас предпочитает мандолину и балалайку.

П. Т. Шомбин относит себя к сельским, деревенским музыкантам, т. к. его обучение происходило в бесписьменной музыкальной традиции. Обычно средняя высота настройки народной балалайки - «с» - «e» - «g» - первой октавы, но отдельные исполнители (как Петр Тимофеевич) предпочитают более высокую настройку, заменяя при этом фабричные струны на более тонкие, сделанные самостоятельно из телефонного провода. В его балалаечном репертуаре преобладают частушечные наигрыши - «страдания», «общерусские», присутствующие в репертуаре гармонистов танцевальные - «Яблочко», «Цыганочка», «Барыня» и др.

Петр Тимофеевич владеет ярким стилем игры на балалайке, названный им «детская забава», который возник в связи с отсутствием необходимого количества инструментов. «Трехручный стиль» игры заключается в том, что исполнителей на одной балалайке оказывается два. Первый играет мелодию и аккомпанемент, а второй прижимает лады, при этом «утолщается» фактура. П. Т. Шомбин считает, что «трехручный стиль» игры на балалайке наиболее существенен при обучении игре детей. При этом ребенок не только видит и слышит исполнение, а непосредственно вовлечен в процесс музицирования. Это стало особенно важным с открытием в Пряже и Эссойле фольклорного отделения в Детской музыкальной школе. Петр Тимофеевич сразу включился в процесс обучения детей, помогая в постижении основ традиционного исполнительства.

В настоящее время в п. Эссойла и его округе живут несколько исполнителей на гармони. Один из старейших исполнителей на гармони В. Е. Иванов (1926 г.р.), В. И. Сахатаров (1948 г. р.), И. П. Гавришкиев (1953 г. р.).

В качестве традиционного идиофона в Сямозерье использовались обычные бытовые деревянные ложки, фактов специального изготовления ложек для музицирования не зафиксировано. Использовались ложки обычно в ансамблях с гармоникой, балалайкой. Жительница п. Эссойла С. Н. Козлова рассказывала, что при отсутствии других музыкальных инструментов, «могли плясать или петь только под ложки».

Таким образом, актуальными задачами для автора становится фиксация и изучение традиционной инструментальной культуры как части традиционной культуры этноса. Важным в процессе постижения традиционной культуры является установление связей с носителями и знатоками локальной музыкальной традиции, а также вовлечение их в процесс воспитания и конечном счете возрождения не только музыкальных, но и духовных основ, столь важных для современности.

Е. В. Фомина

О традиционной инструментальной культуре Сямозерья

Опубликовано 26.10.2019 20:53 | Просмотров: 370 | Блог » RSS