22.06.2020 09:58
Наставничество и использование тренингов в обучении студентов медицинского колледжа
Описывается необходимость внедрения новых методов обучения, таких как наставничество и тренинги, для студентов медицинского колледжа.
Ключевые слова: наставничество, тренинг, межличностное общение, здравоохранение, профессиональная ориентация.
Современное состояние дел кадровой политики в здравоохранении нуждается в изменении. В настоящее время сложилась ситуация, когда в медицине, в ее среднем звене работают в основной массе люди старшей возрастной категории. А молодые специалисты-выпускники медицинских колледжей выбирают совсем другие профессии. Это говорит о том, что-либо выбрана изначально не та профессия, либо колледж не сумел подготовить человека к работе, и придя на практику в лечебно-профилактическое учреждение, студент понимает, что это не та работа, о которой он мечтал.
Выбор профессии - очень ответственный шаг для выпускника школы. Кто-то с легкостью решает задачки по алгебре, кто-то легко может организовать праздник. Важно определить свою способность к той или иной сфере деятельности, правильно оценить себя и выбрать ту специальность, которая бы совпадала с личными интересами и особенностями. Впереди годы учебы, и потраченное зря время не пойдет на пользу ни человеку, ни государству. По нашему мнению, помочь в выборе должно профориентирование на этапе старших классов школы, затем при поступлении в колледж. Абитуриент должен пройти тесты на соответствие профессиональным требованиям, и, наконец, работа по подготовке специалиста в колледже должна полностью отвечать современным запросам профессии медицинского работника среднего звена. Нужно воспитать и обучить не на идеальных представлениях о «сестре милосердия», а на реальных моментах современного здравоохранения. Именно в реальности должен помочь институт наставничества или менторства, о возрождении которого сегодня ставится вопрос в большинстве средних профессиональных заведений медицинского профиля. Наставничество (менторинг) - это один из методов обучения персонала, когда более опытный сотрудник делится своими знаниями, умениями и навыками с неопытным новичком на протяжении определенного времени. Преимуществом наставничества является возможность обучения прямо на рабочем месте. Задача наставника - провести ученика через несколько этапов развития.
Наставник - это не только руководитель, но и друг, советчик, помогающий утвердиться в профессиональном мастерстве, ненавязчиво обучающий и способный поддержать, помочь адаптироваться в коллективе. Одновременно наставник планирует, внедряет, оценивает процесс обучения [1]. На роль наставника подбирается сотрудник с клиническим опытом, квалификационной категорией, обладающий навыками межличностного общения. Наставник должен положительно воспринимать ученика, с самого начала общения доверять выполнение процедур, но ничего за него не делать, и в то же время не принуждать к выполнению. Он должен оказать педагогическую поддержку, позволяющую принимать человека таким, каков он есть, умело использовать воспитывающие ситуации [1]. Должен показать обучаемому, насколько эффективно саморазвитие, объяснить, что он учится для самого себя, для самосовершенствования. Научить его получать обратную связь от окружающих его людей, извлекать уроки из собственного опыта. Основной моделью обучения в наставничестве является модель «Расскажи - Покажи - Сделай» (Tell- Show-Do) [2].
Наставник формулирует цель обучения. Он оговаривает, что сотрудник должен уметь по окончании обучения из того, что он не умел делать до этого.
РАССКАЖИ (TELL). Наставник объясняет задание обучаемому, предварительно распределив его по шагам. Большие задания разбиваются на несколько частей и проводятся отдельными сессиями. Наставник задает вопросы сотруднику, чтобы удостовериться, что он усвоил информацию. Сотрудник своими словами пересказывает содержание задания.
ПОКАЖИ (SHOW). Наставник показывает, как нужно выполнять задание, комментируя по ходу дела, какой шаг он выполняет. По окончании он спрашивает, все ли было понятно.
СДЕЛАЙ (DO). Сотрудник сам выполняет задание. Наставник может попросить сотрудника сделать тот или иной шаг заново, если он не удовлетворен качеством выполнения работы. По окончании наставник дает обратную связь сотруднику и договаривается с ним, по каким критериям будут оцениваться полученные навыки [2].
В ходе наставничества решаются следующие задачи:
- в сфере повышения профессионализма - формирование связки от знаний к навыкам и умениям, от навыков - к прочным умениям, от прочных умений - к высокопрофессиональным действиям;
- в сфере соблюдения норм трудового коллектива - выработка дисциплинированности, организованности и навыков соблюдения правил техники безопасности, воспитание нравственных устоев и уважения к традициям коллектива, применение правил медицинской этики и деонтологии [1].
Следующий метод обучения, а главное воспитания студента-медика, - это тренинг. В соответствии с выделенными Е. А. Климовым направлениями профессиональной деятельности, профессия медицинского работника относится к типу «человек- человек». Это одно из самых сложных направлений, где от личности зависит слишком многое. В первую очередь, мы считаем, что будущего медицинского работника нужно научить межличностному общению и умению правильно общаться. Что под этим понимать? Правильно и тактично разговаривать как с пациентом, так и между собой. До студента нужно донести мысль о том, что словом можно убить, но слово может и лечить. Человек, который нуждается в медицинской помощи, очень тонко ощущает все нюансы общения, он ищет взаимопонимания и остро реагирует на любое неаккуратно брошенное слово. Учить общаться можно посредством тренинга, игры. По определению основоположника социально-психологического тренинга в России Л. А. Петровской, «социально-психологический тренинг - средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения» [3]. Необходимо подобрать тренинги с ситуациями, выход из которых студенты должны будут самостоятельно и правильно найти. Это могут быть симулятивные тренинги, где студенты могут выступать в роли пациентов, это ролевые и деловые игры, разнообразие которых зависит от знаний преподавателей.
Переход на федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) выдвинул принципиально новые требования к содержанию и характеру подготовки конкурентоспособного специалиста как личности. Чтобы подготовить специалиста нового формата, одного традиционного обучения недостаточно, необходимо использовать инновационные педагогические технологии - новые способы и методы взаимодействия преподавателей и студентов, обеспечивающие эффективное достижение результатов образовательной деятельности. Мы считаем, что основной линией при обучении и воспитании студентов-медиков должно оставаться развитие взаимопонимания, самосовершенствования, умения общаться, потому что от умения слышать друг друга зависит и дальнейшее взаимодействие.
Список использованной литературы
1. Вальчук А. Э. и др. Индивидуальная форма повышения качества сестринских навыков: наставничество // Старшая медицинская сестра. 2014. № 6 (27). С. 3-19.
2. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2008. С. 10.
3. Онлайн тренинги, тренинги по психологии. URL: http://www.mental-skills.ru/training/ (дата обращения: 25.09.2016).
Храмцова Е. В., Пшеничнова И. В.
Опубликовано 22.06.2020 09:58 | Просмотров: 877 | Блог » RSS |