19.08.2019 20:43

Методы стимулирования развития личности подростка в досуговом центре. Часть 1

Методы стимулирования развития личности подростка в досуговом центре. Часть 1

Сегодня как в разнообразных социально - культурных учреждениях так и в учреждениях системы дополнительного образования (домах и дворцах творчества, других учреждениях дополнительного образования) дети и подростки получают возможность испытать свои силы и способности в различных видах деятельности. Однако дополнительное образование переживает сейчас непростые времена - это касается и определения статуса учреждений дополнительного образования в ряду иных образовательных организаций, уточнения содержания, поиска методов, форм и педагогических технологий, адекватных новым требованиям к образованию: доступности, качества, эффектности и конечно стимулирования. С целью усиления воздействия на ребенка тех или иных факторов и активизации личности воспитуемого, его действий и поступков применяются различные методы стимулирования. Стимулировать - значит побуждать, давать толчок к действию [6].

А. С. Макаренко разработал целую систему требований к детям: требования к личности и коллективу, характер требований на различных стадиях формирования коллектива (требование учителя, актива, коллектива и требование к себе, когда начинается процесс самовоспитания). Форма требований меняется в зависимости от особенностей каждого ребенка: одному достаточно напомнить или намекнуть, другому надо выразить требование более категорично [4].

Активизирует деятельность ребенка постановка перспективы, которая создает настроение радостного ожидания, способствует напряжению всех сил для достижения поставленной цели. Постановка перспективы важна как для развития каждого ребенка, так и для коллектива.

Также А. С. Макаренко считал, что «в педагогической технике завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала надо организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Затем надо настойчиво претворять простые виды радости в более сложные и человечески значимые, при этом будет зарождаться у человека чувство долга.

Методы стимулирования нравственного воспитания побуждают изменение личности подростка, возникновение нравственных чувств, духовных потребностей, осмысление своих отношений с окружающим миром, желание совершать нравственные поступки. Сочетание методов стимулирования в различных комбинациях - одно из существенных условий успешности нравственного воспитания [4].

Стимулом психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности педагога. Но стимул лишь тогда становится реальной, побудительной силой, когда он превращается в мотив, т. е. во внутреннее побуждение человека к деятельности. Причем это внутреннее побуждение возникает не только под влиянием внешних стимулов, но и под влиянием самой личности учащегося, его прежнего опыта, потребностей и пр. [7].

Собственно, стимул всегда дает не только прямой, а опоследуемый личностью обучаемого эффект. Один и тот же стимул может по-разному сказаться на мотивах разных учеников в зависимости от их отношения к этому стимулу, готовности отозваться на него и даже от настроения, самочувствия ученика и пр. В творческом процессе очень важно добиваться, чтобы педагогические стимулы превращались в положительные мотивы, обеспечивающие желание и активность учеников в овладении новым материалом [3].

П. Лобанова
Продолжение следует

Методы стимулирования развития личности подростка в досуговом центре. Часть 1

Опубликовано 19.08.2019 20:43 | Просмотров: 488 | Блог » RSS