04.09.2019 20:11

Коррекция неадекватной самооценки дошкольников

Коррекция неадекватной самооценки дошкольников

Личное самосознание, в том числе самооценка, является новообразованием детей старшего дошкольного возраста. Ребенок осознает свои действия, поступки, внутренние переживания, определяет свое место в системе отношений со сверстниками и взрослыми.

На протяжении дошкольного возраста изменяется степень осознанности, с которой дети начинают выполнять правила поведения. Можно отметить следующие особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:
1) возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;
2) оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя;
3) дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;
4) к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;
5) развивается способность мотивировать самооценку;
6) появляется осознание себя во времени, личное сознание [1].
Следовательно, к старшему дошкольному возрасту знания, полученные в процессе деятельности, приобретают более устойчивый и осознанный характер.

Самооценка детей дошкольного возраста чаще всего неадекватна.

Дети с завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они склонны к демонстративности и доминированию, так как стремятся всегда быть на виду, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. Дети с завышенной самооценкой нечувствительны к неудачам, им свойственны стремление к успеху и высокий уровень притязаний.

Заниженная самооценка в дошкольном возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей. Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативны, выбирают заведомо простые задачи. Эти дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить.

Неадекватная самооценка, особенно заниженная, это тревожный симптом, который требует целенаправленной психокоррекционной работы. Игровая терапия – метод психокоррекционного воздействия, направленный на развитие эмоционально-личностной сферы детей.

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры:
1. Моделирование системы социальных отношений в наглядно- действенной форме в игровых условиях.
2. Изменение внутренней позиции ребенка.
3. Формирование реальных межличностных отношений между ребенком и сверстниками.
4. Организация поэтапной отработки в игре адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях.
5. Формирование способности ребенка произвольной регуляции деятельности [2].

Психологическая коррекция с помощью игротерапии направлена, прежде всего, на преодоление неуверенности ребенка, преодоление тревоги, беспокойства, страхов, девиантных форм поведения.
Работа по преодолению неадекватной самооценки ребенка может осуществляться на трех взаимосвязанных уровнях:
— обучение старшего дошкольника приемам и методам овладения своим волнением;
— расширение функциональных возможностей старшего дошкольника;
— перестройка особенностей личности старшего дошкольника, прежде всего, его самооценки и мотивации.

Современный подход к проблеме психокоррекции неадекватной самооценки в дошкольном возрасте позволяет использовать игру как метод развития личностного самосознания на основе коммуникативной деятельности.

Литература
1. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М.: ВЛАДОС, 2001. 305 с.
2. Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. Ростов н/Д, 2005.

Ю. Н. Некрасова

Коррекция неадекватной самооценки дошкольников

Опубликовано 04.09.2019 20:11 | Просмотров: 1321 | Блог » RSS