13.11.2019 17:28

Концепты любви и власти в английской антиутопии XX в.

Концепты любви и власти в английской антиутопии XX в.

В отечественном литературоведении анализ произведений антиутопического жанра традиционно проходил либо в политико-социальном, либо идеологическом ключе. Такие концепты, как любовь и власть, их взаимосвязь и противопоставление, не рассматривались как ключевые аспекты романов-антиутопий. Тем не менее, представляется, что данные понятия играют большую роль в исследуемых произведениях данного жанра («1984» Дж. Оруэлл, «О дивный новый мир» О. Хаксли), поскольку контроль тоталитарным государством над таким сильным и индивидуальным чувством, как любовь, дает ему безграничные возможности для дальнейшего угнетения своего народа.

В антиутопии «1984» (1949) власть проводит политику истребления индивидуальной любви между людьми, направляя эту любовь на одного отдельно взятого человека - Большого Брата, который, в свою очередь, является абстрактной персонификацией власти. Соответственно, не испытывая теплого чувства по отношению друг к другу (любви, дружбы, товарищества, симпатии), народ не имеет возможности сплотиться и дать отпор репрессивному режиму, поскольку объединение людей сначала происходит на эмоциональном уровне, а уже потом - на идейно-политическом.

Помимо этого, Партия жестко регулирует сексуальную жизнь человека. Интимная половая связь между мужчиной и женщиной может происходить только в целях продолжения рода, и даже в этих целях половой акт может случаться не больше определенного количества раз за год. Юные граждане Океании с ранних лет вступают в «Анти-секс лигу», которая проповедует порочность и недопустимость сексуальных отношений ради удовольствия. В романе «1984» власть строит механизм «сексуальной репрессивности». Его задача - подавление в человеке чувства индивидуальной любви с тем, чтобы человек испытывал постоянное чувство сексуального и душевного неудовлетворения. Находясь в таком состоянии, гражданин не способен бросить вызов государству, так как его базовые внутренние потребности (любовь, секс, духовная близость) искусственно сдерживаются, и он не может обратить свое внимание на внешние проблемы. Но власть на этом не останавливается. Уничтожая любовь индивидуальную, Партия посредством массовой пропаганды трансформирует ее в любовь коллективную и направляет ее на себя. Таким образом власть продолжает укреплять свое положение.

В романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» (1932) государственная машина выстраивает модель общества «сексуального раскрепощения». Народ находится в материальном достатке и не испытывает сексуального неудовлетворения. Таким образом, власть защищает себя тем, что не дает людям причин быть недовольными, поскольку их примитивные потребности в комфорте и удовольствии всегда выполняются. Тем не менее, чувство индивидуальной любви также искоренено в обществе Нового Лондона, так как отсутствуют понятия родства, брака и личной привязанности.

Несмотря на расхождение политики двух государств, цель у них останется одна - абсолютный контроль над обществом. Обе модели успешно справляются с этой задачей. Разница заключается в том, что в случае «1984» власть идет несколько дальше и эксплуатирует чувство любви в своих целях, в то время как государственный аппарат в романе «О дивный новый мир» лишь заглушает это чувство избытком наслаждений и наркотическими веществами.

И. А. Саханов

Концепты любви и власти в английской антиутопии XX в.

Опубликовано 13.11.2019 17:28 | Просмотров: 382 | Блог » RSS