13.11.2019 11:04

Каламбур и игра слов в произведениях Пэлема Грэнвила Вудхауза и Дэвида Лоджа

Каламбур и игра слов в произведениях Пэлема Грэнвила Вудхауза и Дэвида Лоджа

Под комическим в литературе принято понимать категорию эстетики, характеризующую смешные, ничтожные, нелепые или безобразные стороны действительности и душевной жизни. В теории комического выделяют формы, средства и приемы создания комического. Формами комического считаются юмор и сатира. Приемы абстрактны, носят опосредованный характер (например, эффект недоразумения, внезапности или неожиданности). Средства создания комического имеют конкретный характер, мы их видим, читаем, произносим. К средствам комического относятся все значимые единицы языка - слова, выражения, словосочетания, предложения и тексты. Каламбур и игра слов являются одними из средств создания комического эффекта.

Понятия «каламбур» и «игра слов» неразрывно связаны с понятием «языковая игра». Современная отечественная лингвистика рассматривает языковую игру как реализацию поэтической функции языка, соотносит ее содержание со структурой речевых единиц и их стилистической функцией. Термины «игра слов» и «каламбур» являются составляющими языковой игры. Они не имеют однозначного определения в лингвистике и литературоведении и иногда дублируют друг друга в научной литературе. И в отечественной, и в зарубежной лингвистике до сих пор нет единого понимания сущности рассматриваемых приемов. Зачастую определение одного из них оформляется через другое. Однако некоторые ученые рассматривают каламбур не как синоним, а как разновидность игры слов. Согласно этой точке зрения можно предположить, что каламбур - фигура речи, основывающаяся на полисемии, омонимии, паронимии, псевдосинонимии и псевдоантонимии, а игра слов включает в себя любое экспериментирование с любыми элементами семантического уровня языковой системы (использование фразеологизмов, изменение синтаксических отношений между элементами словосочетания и т. д.).

В качестве материала для исследования видов каламбура и игры слов, а также определения их природы, были выбраны произведения Пэлема Грэнвила Вудхауза «Кодекс чести Вустеров» и «Дживс в отпуске» и роман Дэвида Лоджа «Deaf Sentence» («Приговор глухоты»). Оба автора являются яркими представителями английской литературы и драматургии XX ва. Однако в России языковое поле их творчества остается малоизученным. Целью проведенного исследования является изучение функционирования каламбура и игры слов как средств создания комического эффекта. Опираясь на теоретический анализ исследуемых понятий, а также полученный практический материал, можно сделать вывод, что каламбур и игра слов широко используются авторами для создания комического. Однако их природа и эффект, производимый на читателя, различны. Если у Вудхауза каламбур и игра слов имеют строго юмористическую природу, то эти же стилистические средства у Лоджа, благодаря сюжету, приобретают весьма горький оттенок.

А. В. Николаева

Каламбур и игра слов в произведениях Пэлема Грэнвила Вудхауза и Дэвида Лоджа

Опубликовано 13.11.2019 11:04 | Просмотров: 465 | Блог » RSS