06.09.2019 22:03

Изучение морфологии в начальной школе

Изучение морфологии в начальной школе

Во второй половине XIX в. психологи С. Ф. Жуйков и Д. Б. Богоявленский заинтересовались проблемами обучения грамматики в начальной школе. В настоящее время интерес к их исследованиям возвращается, так как основа исследования психологов состоит в формировании абстрактного мышления, а это является основополагающим при формировании грамматических понятий.

В методической науке вопросу обучения основам морфологии в начальной школе посвящены работы известных ученых: М. Р. Львова, Т. Г. Рамзаевой, Л. П. Катлинской. За основу примем теорию, разработанную М. Р. Львовым, который выделяет три этапа формирования грамматических понятий:

Первый этап – эмпирический – предполагает выделение и называние важнейших признаков и свойств языкового явления, первичное обобщение накопленного эмпирического материала, выделение главных, наиболее существенных, признаков и свойств.

Второй этап – теоретический. На этом этапе происходит введение термина, вывод определения понятия.

Третий этап – дальнейшее углубление понятий, узнавание и выделение новых признаков, свойств изучаемого явления, которые лежат в основе формируемого понятия. В начальных классах далеко не все понятия в процессе их формирования проходят все три этапа; третий этап, а иногда и второй, могут осуществляться в последующих классах средней школы.

Обучение морфологии в начальной школе строится, учитывая психологические особенности детей: у детей возраста 6–7 лет невелика выносливость, неустойчиво внимание, невысоки возможности саморегуляции, большая потребность в физических движениях, неудовлетворение которой приводит к быстрой утомляемости и потере интереса.

Анализ учебников по русскому языку для начальной школы показывает, что авторы предусматривают специальные задания и упражнения по морфологии. Программы для начальных классов содержат информацию о частях речи, об именах существительных, именах прилагательных и глаголах подробно, с местоимениями, предлогами, союзами, наречиями, числительными дети знакомятся кратко. Материал изучается поэтапно. Понятия формируются постепенно, от темы к теме.

Формирование основ изучения морфологии предполагает развитие у учащихся образного и логического мышления. Успешное обучение школьников требует от учителя хорошего владения теоретическим материалом, понимания сложности раздела «Морфология», знания проблемы изучения частей речи и возрастных особенностей младшего школьного возраста.

А. С. Гришунина

Изучение морфологии в начальной школе

Опубликовано 06.09.2019 22:03 | Просмотров: 1062 | Блог » RSS