19.03.2021 21:55

Исследование гендерных особенностей ценностных ориентаций студентов. Часть 1

Исследование гендерных особенностей ценностных ориентаций студентов. Часть 1

Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. [5; 4] Ценности – это руководящие принципы жизни. [14; 4] Благодаря ценностям, человек определяет свое поведение, свои цели, определенный образ жизни. Ценности исходят из культуры, общества и личности, являясь многоуровневой, иерархической системой. Ценности и ценностные ориентации человека являются важным объектом исследования различных наук, так как они определяют отношения человека к главным сферам жизни: миру, людям, к самому себе. Ценности выступают историческим и социальным показателем. Так как на основании того, какие ценности являются доминирующими можно судить о том, какие процессы происходят в обществе. Разработкой данного вопроса в психологии занимались такие авторы, как Ананьев Б. Г, Будинайте Г. Л, Кирьякова А. В, Корнилова Т. В., Серый А. В., Шварц Ш., Яницкий М. С. и др.

В. А. Ядовым была разработана статусно-иерархичная структура ценностных ориентаций. В ней существует ядро, состоящее из ценностей высшего статуса, а также ценности, которые имеют средний (структурный резерв), ниже среднего (периферические) и низший статус. Ценности самого ядра стабильны, а периферические постоянно меняются. [9; 4]

Ш. Шварц разделяет ценности двух типов: ценности личности (индивидуальные) и ценности общества (социальные) [5; 4] В первом случае рассматривается то, что представляет мотивационные цели для определенного человека. Во втором случае анализируются ценности, которые являются общими для данного общества (группы, субкультуры, национальности и так далее). Эти ценности не обязательно должны совпадать. Ш. Шварц определил 10 универсальных, то есть, базовых, общих для всех культур, ценностей: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, доброта, традиция, конформность и безопасность. Они имеют социальные и практические последствия, и могут конфликтовать либо быть совместимыми с другими ценностями из данного списка.

Базовые ценности формируются в период первичной социализации индивида (к 18-20 годам). Они остаются достаточно стабильными в дальнейшем.

Несмотря на то, что проблема ценностных ориентаций хорошо разработана на вопрос о гендерных различиях, до сих пор нет общепринятой точки зрения, и в этой области много противоречивых взглядов. Исследованием гендерных различий занимались такие авторы, как, например: Еремеева В. Д., Клецина Н. С., Хризман Т. П. и др.

С самого детства мальчик или девочка обладают присущими им биологическими особенностями восприятия, мышления, эмоций. [95; 2] Однако, как отмечает, Ш. Берн, различия по разным показателям у мужчин и женщин составляют лишь 10 процентов и чаще всего показатели мужских и женских выборок совпадают на 90 процентов. Определенно, эти различия не столь велики. Так Маккоби и Джеклин выделили всего четыре психологических отличия между полами (способности к ориентированию в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность). [41; 1] Как видно, ценностные ориентации не входят в этот список. Ценностные различия не являются фундаментальными биологическими различиями, соответственно, они могут быть общими для обоих полов. Есть данные об исследованиях в этой сфере. Например, проведенный предварительно социально-демографический анализ показал, что по городу Самара не существует значимых различий между студентами по признаку пола. Во всех вузах, как государственных, так и коммерческих, преобладают девушки по сравнению с юношами. [131; 5] Таким образом, в случае ценностных ориентаций, можно наблюдать не значимые различия, хотя бы потому, что и юноши, и девушки, принадлежат к одной социальной группе (студенты). В данном случае, люди не отличаются друг от друга по возрасту, культуре, социальному статусу, этнической принадлежности. [11; 1] Итак, можно предположить, что на формирование ценностных ориентаций влияет не гендер человека, а его социальное окружение и другие факторы.

Е. В. Шевченко
Продолжение следует

Исследование гендерных особенностей ценностных ориентаций студентов. Часть 1

Опубликовано 19.03.2021 21:55 | Просмотров: 915 | Блог » RSS