17.10.2020 16:48

Использование полифункциональных упражнений для развития ИКК на средней ступени обучения. Часть 1

Использование полифункциональных упражнений для развития ИКК на средней ступени обучения. Часть 1

Полифункциональные упражнения являются сравнительно новым типом упражнений в методике обучения иностранным языкам. Их специфика недостаточно изучена, поэтому тема данного исследования актуальна и представляет собой методическую ценность.

Обучение иностранному языку в школе преследует следующую основную цель: развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка, то есть овладение иностранным языком как средством общения. Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения ИКК по-прежнему актуальна. Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (учебная, прежде всего) эмоционально окрашена. Использование разнообразных нестандартных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, создание более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.Всего этого можно добиться, используя полифункциональные упражнения.

Все большее распространение в методиках обучения иностранным языкам получает интенсивная методика. Исследование Эдгара Дейла, известного американского педагога, показало, что люди запоминают 20% того, что услышали, 30% того, что увидели, 50% того, что услышали и увидели и 70% того, о чем говорят и пишут. Языковые навыки, которые сформировались в неречевых условиях, непрочны. Поэтому наиболее продуктивно работающим считают подход к обучению иностранному языку, который предполагает одновременное и параллельное овладение языковым материалом и речевой деятельностью. Полифункциональность упражнений позволяет реализовать этот подход. Под полифункциональными упражнениями понимают упражнения, в процессе выполнения которых происходит одновременное формирование, повторение, контроль нескольких смежных языковых и речевых навыков[1;с.37]. Отвечая принципам развивающего обучения, полифункциональные упражнения помогают обучить всем четырем видам речевой деятельности (чтению, говорению, аудированию, письму), формировать лингвистические способности (через языковые и речевые упражнения), создавать ситуации общения и обеспечивать непосредственное восприятие и изучение культуры, истории страны изучаемого языка [2;с.2]. Кроме того, использование полифункциональных упражнений максимально приближает к условиям реального общения, способствует созданию благоприятной, творческой, доброжелательной атмосферы на уроке, где каждый ученик выступает в роли активного участника коммуникации. Так же важно то, что полифункциональные упражнения объединяют в себе некоторые интерактивные формы обучения. В упражнение такого вида можно включить разнообразные элементы ролевой игры, дискуссии, кейс-методов, метода проектов, мозгового штурма и т.д. Это делает выполнение полифункциональных упражнений более интересным, подходящим под разные темы и этапы урока[3;с.29].

В качестве примера можно привести следующее полифункциональное упражнение для обучения лексике в 8 классе. Суть упражнения заключается в следующем: ученики делятся на пары, им выдаются конверты, в которых слова и их дефиниции перемешаны. У учеников 5 минут на то, чтобы правильно соединить их. По мере готовности учеников учитель подходит и проверяет правильность выполнения задания у каждой пары. После этого во фронтальном режиме учитель просит прочитать вслух слова и их дефиниции. Затем карточки собираются обратно в конверт, и каждый ученик из каждой пары пишет все слова, которые запомнил, после чего отдает их соседу, а он, в свою очередь, пишет их дефиниции своими словами. Затем они вместе с соседом проверяют написанное, помогают друг другу исправить ошибки, если они есть. Полифункциональность данного упражнения состоит во взаимосвязанном развитии умений чтения в развитии навыков техники чтения вслух, письменных умений, умения говорения.

Для того, чтобы установить эффективность полифункциональных упражнений необходимо сравнить их с традиционными упражнениями.

Традиционные упражнения: большой отрыв от жизни создание искусственной языковой среды (в большей степени направлены на индивидуальное выполнение); низкий или средний уровень возможности; меньший уровень активности; меньше пространства для творчества; занимают меньше времени.

Д. Г. Сеник
Продолжение следует

Использование полифункциональных упражнений для развития ИКК на средней ступени обучения. Часть 1

Опубликовано 17.10.2020 16:48 | Просмотров: 694 | Блог » RSS