01.08.2020 11:51

Использование педагогических технологий в дополнительном образовании

Использование педагогических технологий в дополнительном образовании

Изучение регионального опыта внедрения инновационных технологий в дополнительное образование осуществлялось в три этапа. На первом этапе проводился теоретический анализ проблемы внедрения технологий в практику дополнительного образования в регионе, изучалась философская, социологическая и психолого-педагогическая литература; анализировалось содержание сайтов организаций дополнительного образования, блогов и интернет-страниц педагогов дополнительного образования, изучались материалы городского и областного методического центра [1].

По данным анализа можно сделать следующие выводы.
1. По состоянию на 01.01.2015 в области работает 59 учреждений дополнительного образования детей, из них: 35 центров, 11 спортивных школ, 7 домов и дворцов детского творчества, 5 школ эстетического развития, станция юных техников. В 3666 объединениях учреждений дополнительного образования детей системы образования Ивановской области занимается 70641 обучающийся, что составляет 78,2 % от общего числа обучающихся.
2. Среди сильных сторон региональной системы дополнительного образования детей: достаточная для удовлетворения потребностей личности и экономики региона структура и территориальная организация дополнительных общеобразовательных программ; наличие квалифицированных педагогических и руководящих кадров; наличие нескольких «точек роста» в дополнительном образовании (например, ресурсные центры, экспериментальные и инновационные площадки по актуальным проблемам образования, интеграция дополнительного образования и других видов образования, спорта и культуры; индивидуализация дополнительного образования и другие); наличие современной учебно-материальной базы в государственных организациях дополнительного образования; достаточно высокий уровень удовлетворённости населения качеством образовательных услуг; наличие региональной системы оценки качества дополнительного образования и системы повышения квалификации педагогических кадров.
3. Региональная система дополнительного образования характеризуется как позитивными, так и негативными тенденциями. Положительные тенденции: появление практик применения дистанционных технологий обучения, перевод услуг сферы образования в электронный вид, развитие региональной системы оценки качества образования. Негативные тенденции определяются чрезмерной загрузкой руководителей образовательных организаций различными формами отчётности и мониторингов, падением по причине дифференциации оплаты труда мотивации к деятельности у работников и руководителей организаций дополнительного образования, физическое и моральное старение учебно-материальной базы организаций, увеличение доли педагогических и руководящих работников пенсионного и предпенсионного возраста. Все это не может не сказываться на качестве труда педагогов дополнительного образования: педагоги дополнительного образования во взаимодействии с детьми неактивно используют педагогические технологии. Не смотря на то, что инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы, это не приобретает избирательный исследовательский характер. Переоценка педагогом своего профессионального труда, выхода за пределы традиционной исполнительской деятельности и смены ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности не всегда можно наблюдать. Вместе с тем в педагогических коллективах организаций дополнительного образования возрастает потребность в новом педагогическом знании, изменении образовательных и социальных функции педагога [2].

Последняя позиция задала ориентир процедурам на втором этапе изучения регионального опыта использования инновационных технологий в дополнительном образовании: изучить отношение педагогов дополнительного образования к использованию в собственном профессиональном труде инновационных технологий. Изучению эффективности применяемых технологий был посвящен третий этап освоения опыта.

Для проведения анализа отношения педагогов дополнительного образования к используемым педагогическим технологиям была составлена анкета и с её помощью проведено анкетирование педагогов дополнительного образования, работающих в г. о. Шуя. Нашими респондентами стали преподаватели ДЮСШ, музыкальной школы, художественной школы, ЦДТ общим количеством 37 человек. Из них: мужчин - 24 %, женщин - 76 %; в возрасте до 30 лет - 8 %, от 30 до 40 лет - 30 %, от 40 до 50 лет - 25 %, старше 50 лет - 38 %; имеющих высшее образование - 22 %, среднее профессиональное - 78 %.

На вопрос о наличии у респондентов представления о педагогических технологиях положительно ответили все 37 респондентов. Данный факт объясняется просто: педагогические технологии - одна из постоянных тем, рассматриваемых в общем и дополнительном образовании. Поэтому мы посчитали необходимым уточнить, откуда наши респонденты получили представление о педагогических технологиях. Так, на педагогических совещаниях об этом узнали 59 % респондентов, из учебников и методических пособий - 22 % опрошенных, из Интернета - 14 % педагогов, из общения с коллегами - 5 % анкетируемых. Поскольку разность в голосах здесь не является значительной, мы можем предположить, что источники информации о педагогических технологиях для педагогов дополнительного образования - самые разные.

Спрашивая педагогов о степени необходимости педагогических технологий в организации дополнительного образования, мы намеревались выяснить значимость педагогических технологий в работе респондентов. В результате опроса выяснилось, что 24 % педагогов считают использование технологий необходимым, 38 % респондентов полагают, что в некоторых ситуациях вполне можно обойтись без современных технологий и способов, в отсутствии необходимости в использовании педагогических технологий признались 11 % анкетируемых, остальные затруднились с ответом. Как видим, педагоги дополнительного образования подчеркивают значимость педагогических технологий, но при этом сложно уверенно утверждать, что каждый из них считает технологии важным моментом своей деятельности.

«Используете ли Вы педагогические технологии в своей работе?» - конкретизировали мы ситуацию в следующем вопросе анкеты. И намеренно оставили только два варианта ответа: положительный и отрицательный. «Да, использую» отметили 62 % педагогов, то есть подавляющее большинство. «Нет, не использую» признались 38 % респондентов, которыми оказались утверждавшие отсутствие необходимости применения педагогических технологий в дополнительном образовании. Недостаточно высокий по сравнению с ожидаемым показатель положительного ответа вовсе не свидетельствует о недоверии педагогов дополнительного образования к педагогическим технологиям. Не исключено, что они выстраивают собственную педагогическую технологию и, давая отрицательный ответ, они отрицают наличие в своем опыте следования чужому.

Следующий вопрос анкеты был нацелен на выяснение действенности педагогических технологий в работе педагогов дополнительного образования. В том, что педагогические технологии помогают, признались 62 % респондентов. Только 18 % из них отметили, что «помогает в некоторой степени», а о высокой степени действенности заявили 5 % педагогов. И только 4 % респондента отказали «педагогическим технологиям» в действенной помощи.

На следующий вопрос о возможности заимствования технологических способов из практикуемых в общем образовании 21 % опрошенных отметили, что «педагогические технологи универсальны». 5 % респондентов уверены, что у дополнительного образования должны быть свои педагогические технологии. И 4 % педагогов снова выразили своё нейтральное отношение к технологиям: они отметили, что «не задавались таким вопросом». За заимствование социально-воспитательных технологий выступили 11 % участников опроса, за технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса - 7 %, а за технологии на основе активизации деятельности учащихся - 3 %. По 5 % голосов набрали три варианта ответов: «Технологии на основе применения информационных средств», «Альтернативные технологии», «Другие технологии».

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод. Все педагоги дополнительного образования имеют представление о педагогических технологиях. Однако не все из них эти технологии используют и не все из них относятся к технологиям как к чему-то значительному и важному. Есть небольшая часть педаго¬гов, которые относятся к технологиям с осторожностью. Вероятно, эта осторожность продиктована либо сложившейся системой работой с воспитанниками, либо разработкой своей технологии.

Список использованной литературы
1. Единый региональный образовательный портал http://www.iv-edu.ru/
2. Осин А. К. Проектирование внеурочной деятельности в инновационной парадигме новых стандартов // Научный поиск. 2015. № 3.6. С. 32-38.

Представлен региональный опыт внедрения инновационных педагогических технологий в дополнительное образование. Изучено отношение педагогов дополнительного образования к инновациям и к внедрению и использованию педагогических технологий.
Ключевые слова: дополнительное образование, педагогические технологии, инновация в образовании.

К. Е. Колодина, А. М. Выборнова

Использование педагогических технологий в дополнительном образовании

Опубликовано 01.08.2020 11:51 | Просмотров: 590 | Блог » RSS