07.09.2019 11:08

Использование макета экологической тропы детского сада в формировании представлений о живой природе у детей среднего дошкольн. возраста. Ч3

Использование макета экологической тропы детского сада в формировании представлений о живой природе у детей среднего дошкольн. возраста. Ч3

Одним из педагогических условий формирования экологических представлений о живой природе можно считать создание макета экологической тропы и его вариативное использование в работе с детьми. Был изготовлен макет экологической тропы, на котором расположили основные видовые точки. Его использовали в специально организованной и самостоятельной деятельности детей:
— во время прогулки с детьми исследовалась экологическая тропа, затем они пытались самостоятельно восстановить маршрут на макете;
— перед прогулкой вместе с детьми намечался маршрут на макете, а дети на территории искали нужные объекты.

Начало знакомства ребят с объектами тропинки проводилось ежедневно – на прогулке изучался только один объект. Возвращаясь в группу, дети выставляли на макете лишь тот объект, с которым знакомились. Через некоторое время экологическая тропинка «восстанавливалась» полностью.

Макет помог нам составлять с детьми картосхемы тропинки, находить соответствующие объекты, изображенные разным способом.

Находящиеся на макете деревья, кустарники служили и материалом для счета, и объектами для составления описательных рассказов придумывания сказок: «Тайны старой липы», «О чем мечтает рябинка» и др. Вместе с детьми разрабатывались дидактические игры с использованием макета:

«Найди, что опишу» – с макета убирались все объекты тропинки. Водящий описывал объект, не называя его, а остальные выбирали нужную часть: дерево, муравейник и т. п.

«Чего не стало» — ведущая прятала один-два объекта тропинки и просила ребенка определить, чего не стало.

«Что лишнее» – добавляли лишний объект, который и должны найти дети.

«Что не так» – объекты тропинки размещали не на своих местах. Задача ребенка – найти ошибки и расположить их правильно. Проверяли результаты своей работы на территории сада.

Самостоятельные игры с макетом и в помещении, и на улице. Макет дополняли небольшими фигурками человечков, среди которых дети обычно находят себя и своих друзей.

Передвигая фигурки людей (детей) на макете, дети самостоятельно проводили экскурсию, рассказывали о разных деревьях, кустарниках. При этом человечки могли «заблудиться», тогда дети объясняли им, как найти дорогу, устать – предлагались варианты отдыха на территории и т. п.

Эти задания способствовали не только формированию экологических представлений, но и развивали психические процессы, речь детей.

Таким образом, работа с макетом, на наш взгляд, развивает у дошкольников познавательный интерес и меняет их отношение к окружающему, так как участок детского сада, а именно «Видовой точки» экологической тропы, становится для них более знакомым, «своим».

Литература
1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 1999. 184 с.
2. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка- Пресс, 2004.
3. Маркова В. В, Шинкарева Л. В., Полыгина А. П. [и др.]. Экологическое образование детей дошкольного возраста (на материале изучения темы «Земля – кормилица Белгородчины»). Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2007. 200 с.

М. А. Горбатюк

Использование макета экологической тропы детского сада в формировании представлений о живой природе у детей среднего дошкольн. возраста. Ч3

Опубликовано 07.09.2019 11:08 | Просмотров: 430 | Блог » RSS