25.11.2019 20:02

Фольклорные персонажи славянской и скандинавской традиции: опыт сравнения

Фольклорные персонажи славянской и скандинавской традиции: опыт сравнения

Фольклор всегда был неотъемлемой частью культуры практически всех стран, именно поэтому изучению фольклорных традиций уделяется особое внимание, поскольку они заложили некий «фундамент» для дальнейшего развития литературы той или иной страны. Безусловно, в каждой стране существует свой набор фольклорных материалов, персонажей, который определяет колорит культуры. Однако для народного творчества характерны некоторые особенности: синкретизм, вариативность, отсутствие «неправильных» вариантов, импровизация сказителя. Нам бы хотелось уделить внимание скандинавскому и славянскому фольклору, выявить общие и различные черты, посмотреть на систему персонажей. В последнее время мы можем наблюдать укрепление дружественных отношений между Россией и Северными странами. Конечно, это связано и с географической близостью наших государств. Именно поэтому нам хотелось бы проследить и увидеть сходства и различия этих стран, опираясь непосредственно на фольклорный материал. Сказочные персонажи волшебных сказок невероятно разнообразны, перечислять их можно бесконечно. Своей необычностью и неординарностью они вызывают наиболее сильный интерес, как со стороны исследователей, так и со стороны читателей, в особенности детей. В целом, славянские и скандинавские сказки имеют немало схожих черт в своем строении. В связи с этим мы можем выделить три системы сказочных персонажей. В первую группу попадут те, которые встречаются в фольклоре Скандинавии и Руси (русалки, водяной и т. д.); во второй окажутся персонажи, которых мы можем сопоставить лишь косвенно (Иван-Дурак - Эспен-Аскеладд, русалка- хульдра, ниссе - домовой и т. д.); наконец в третьей группе окажутся наиболее специфические представители, характерные лишь для определенной местности (Леший, Alvar).

Таким образом, в первую очередь мы видим сходных персонажей в славянском и скандинавском фольклоре. Однако полного совпадения все же не наблюдается, поскольку, в нашей традиции водяной свой облик менять не умеет; домовой рассматривается в более узком контексте: он строго закреплен за тем или иным домом, а также хозяином, живет он преимущественно на чердаках или чуланах. Скандинавский nisse часто меняет свой облик, чтобы помочь хозяину. В славянских сказках не идет речи об изменении облика, и «задабривания» домового встречаются крайне редко. Havsfolket в большей степени напоминают нам утопленников из славянского фольклора, однако они несут более негативные качества, в скандинавских сказках они представляют всех морских обитателей. Всем знакомая Кикимора оказывается сходной с Skogsfrun, обе любят проказничать и запутывать людей, особенно мужчин в лесу. Такие герои сказок как овинник, банник и дворовый в какой-то степени относят нас к таким существам как Vittra, но они обитают преимущественно на летних пастбищах. Некую аналогию скрывает в себе и наш всеми любимый Змей Горыныч, который схож не¬посредственно с драконом. В сказках Афанасьева упоминается об «огненных крыльях» (сказка «Фролка-сидень»). Часто упоминается и об умении летать, но четкое описание внешности отсутствует. Jattarna, Trollen, Tomten, Alvar мы определили как наиболее характерных героев скандинавского фольклора, т. к. упоминаний об эльфах, гномах, великанах и троллях мы не наблюдаем, как и не находим аналогов для нашего Кощея Бессмертного и Лешего. Соответственно мы видим, что славянский и скандинавский фольклор все же имеет пересечения, относящиеся к волшебным сказкам, что говорит о схожести мировоззрений у наших предков.

М. О. Савельева

Фольклорные персонажи славянской и скандинавской традиции: опыт сравнения

Опубликовано 25.11.2019 20:02 | Просмотров: 931 | Блог » RSS