04.11.2019 17:17

Доходы муниципального бюджета и проблемы их формирования (на примере Петрозаводского городского округа)

Доходы муниципального бюджета и проблемы их формирования (на примере Петрозаводского городского округа)

Анализ структуры доходов бюджета Петрозаводского городского округа за 2010-2013 гг. показывает, на протяжении всего рассматриваемого периода доходы местного бюджета непостоянны: то увеличиваются, то уменьшаются, а если конкретнее, то доходы в 2013 г. по сравнению с 2010 годом уменьшились на 673 млн. руб., что составляет 12%.

Анализ структуры доходов позволяет сделать вывод о том, что налоговые доходы за этот период увеличились на 101 млн. руб., что составляет 6%.

Неналоговые доходы имели противоположную тенденцию, уменьшились на 719 млн. руб. или на 43%.

Безвозмездные поступления также, как и неналоговые доходы уменьшились, разница за три года составила 534 млн. руб., что составляет 3%.

Нестабильное поступление доходов в местный бюджет связано с рядом проблем:
1) Отсутствие соотношения расходных полномочий органов местного самоуправления и закрепленных доходных источников местных бюджетов;
2) Ослабление заинтересованности органов местного самоуправления в повышении качества управления общественными финансами и качества услуг населению, что является результатом слабости финансово-экономической базы местного самоуправления;
3) Слабость фискальных стимулов от привлечения инвесторов на территорию муниципальных образований;
4) Высокий уровень финансовой зависимости органов местного самоуправления от органов государственной власти Российской Федерации.

В целях улучшения финансового состояния муниципальных образований необходимо:
1. Осуществлять решение вопроса о передаче части федеральных и региональных налогов на уровень местного самоуправления;
2. В целях корректировки негативно воздействующих на муниципалитеты параметров системы межбюджетных трансфертов предлагаем следующие меры:
• снизить средний уровень зависимости от трансфертов муниципального образования РФ - путем увеличения доли доходов местных бюджетов, полученных из закрепленных на долговременной основе налоговых и неналоговых источников;
• исключить из расчета уровня дотационные средства, перечисляемые в региональные и местные бюджеты в виде субсидий, что создает риск попадания муниципального образования под ограничительные критерии;
3. стабильность доходных источников местных бюджетов, отработанность механизмов их поступления, что позволит местным властям действовать с учетом перспективы, планировать свои усилия на несколько лет вперед, сосредоточивая ресурсы на нужных направлениях;
4. наполнение местных бюджетов необходимыми средствами должно производиться так, чтобы у местного самоуправления формировались стимулы для социально-экономического развития территории;
5. повышение финансовой самостоятельности муниципальных образований. Оно может быть достигнуто путем передачи на местный уровень «полноценных» доходных источников. Здесь должны присутствовать только четко закрепленные конкретно указанные доходы.

Ю. А. Айдина

Доходы муниципального бюджета и проблемы их формирования (на примере Петрозаводского городского округа)

Опубликовано 04.11.2019 17:17 | Просмотров: 404 | Блог » RSS