10.10.2020 19:17

Деятельность кардинала Алоизие Степинаца в годы существования Независимого государства Хорватия

Деятельность кардинала Алоизие Степинаца в годы существования Независимого государства Хорватия

После Первой мировой войны было образовано Королевство сербов, хорватов и словенцев, целью которого была попытка объединить в федерацию сербское, хорватское, словенское, черногорское и македонское население, предоставив равные права каждой народности [2; 219]. Однако трудности, вызванные религиозными, экономическими и политическими причинами, привели к серьезным конфликтам и сепаратизму среди населения, в частности, среди хорватов, чья независимость упорно поддерживалась Хорватской партией права, возглавляемой хорватским националистом Анте Павеличем, который в 1929 г. создал революционную организацию «Усташа». 10 апреля 1941 г. при поддержке нацистской Германии и фашистской Италии усташи провозгласили создание Независимого государства Хорватия - квазигосударства, проводившего политику террора и репрессий в отношении других национальностей (в частности, спровоцировало массовый геноцид сербов) и объявившего католичество официальной государственной религией. В этот период времени хорватскую католическую церковь возглавлял кардинал, архиепископ Загреба и примас Хорватии Алоизие Степинац, чья роль в НГХ вызывает множество вопросов.

Родился Алоизие 8 мая 1898 г. в деревне Брезарич, в 40 км от Загреба, в семье Йосипа и Барбары Степинацев. После окончания школы в 1916 г. он был призван в армию и в качестве австрийского офицера отправлен на итальянский фронт, где получил ранение и попал в плен. После войны в 1919 г. он поступил на факультет агрономии Загребского университета, однако, разочаровавшись в учебе, вернулся домой, где стал участвовать в деятельности молодежных католических организаций. В октябре 1924 г. он принял решение стать священником и по рекомендации тогдашнего загребского архиепископа Антуна Бауэра был отправлен в Рим, где в 1924—1931 гг. обучался в Папском Григорианском университете, где получил докторскую степень по философии и теологии. В 1930 г. Алоизие Степинац был рукоположен в сан священника, а спустя 4 года был назначен папой Пием XI заместителем архиепископа Загреба, став самым молодым епископом в мире. После смерти Антуна Бауэра в 1937 г., Степинац стал загребским архиепископом.

После объявления 10 апреля 1941 г. о создании НГХ Степинац приветствовал усташей как освободителей хорватского народа, а 28 апреля издал пастырскую энциклику, которая призывала всех католиков страны поддерживать режим усташей. В газете «Katolicki Tjednik.» была опубликована статья Степинаца: «До сегодняшнего дня Бог говорил с нами посредством папских энциклик, проповедей, книг Закона Божьего...Теперь Бог решил использовать другие методы» [1; 60]. Уже начиная с апреля усташеское правительство приступило к осуществлению политики террора против православных сербов, евреев и цыган. Так, 2 мая 1941 г. в деревне Оточаке 331 серба заставили вырыть яму, после чего усташи каждого зарубили топорами. Вполне возможно, это могло резко изменить мнение Степинаца об «освободителях хорватов», поскольку уже в мае он отказался помогать Павеличу в решении тех или иных насущных проблем. В частности, Павелич, мечтая превратить НГХ в чисто католическую страну, пытался получить дипломатическое признание со стороны Ватикана. Для этого он требовал от Степинаца добиться аудиенции у Папы Римского, однако, 11 июля 1941 г. Степинац получил из Ватикана ответ, в котором Святой Престол заявил, что не признает НГХ, пока не окончится война и сами воюющие стороны не признают новое государство [5; 32].

Следует отметить, что личные отношения между Алоизие Степинацем и Анте Павеличем за весь период существования НГХ были напряженными. Так, 14 июля 1941 г., в день рождения поглавника, Степинац запретил священнослужителям в Загребском соборе петь христианский гимн TeDeum. Сам Павелич за четыре года только однажды посетил службу в соборе. Подливало масло в огонь отрицательное отношение архиепископа к тем священнослужителям, которые примкнули к усташам и принимали активное участие в их политике геноцида сербов и евреев.

Тем не менее, поддержка Степинацем усташеского режима была обусловлена, прежде всего, тем, что усташи объявили католическую религию официальной. До 1941 г. хорватская католическая церковь подвергалась притеснениям, так как монархический режим Югославии отдавал предпочтение сербской православной церкви. Понятно, что почти все хорватские католические священники старались поддерживать усташескую диктатуру. Несмотря на взаимную неприязнь, во время торжественной встречи высокопоставленных представителей церкви с поглавником Степинац заверил Павелича в «искреннем и лояльном сотрудничестве церкви с усташами для лучшего будущего их родины» [3; 215].

Многие исследователи ведут спор касательно того, какую роль сыграл архиепископ Степинац в спасении сербов и евреев. Как известно, буквально сразу после провозглашения НГХ в стране развернулся террор против православных сербов, а также евреев и цыган. Особо спорным вопросом является массовое принудительное обращение православных сербов в католическую веру, поскольку некоторые хорватские исследователи отстаивают точку зрению, что подобная акция, таким образом,спасала жизнь самих сербов. Известно, что усташеский режим предложил преобразовать НГХ в единственную в мире страну, население которой состояло бы только из пламенных католиков. 15 мая 1941 г. Степинац в газете «Католички Лист», официальном органе загребского архиепископства, издал циркуляр, в котором все православные сербы объявлялись ренегатами, то есть отступниками от католической церкви. 17 ноября 1941 г. в Загребе состоялась пленарная Конференция католического епископства под председательством Степинаца, в результате которой было утверждено принудительное обращение в католичество православных сербов. К сожалению, точное количество обращенных установить невозможно, так как эти данные, предположительно, были уничтожены самими усташами, когда войска Йосипа Броз Тито вошли в Загреб.

Говоря о еврейском вопросе, югославская исследовательница еврейского происхождения Эстер Гитман утверждает, что путем прямых действий и инструкций для священнослужителей и косвенно через свои проповеди, в которых осуждал расовую политику, Степинац спас несколько сотен евреев [4; 57]. В качестве примера можно привести историю нееврейской женщины Ольги Райшек Нейман, которой удалось спасти 8-летнего племянника Данко Штокхаммера из лагеря в Джаково, после того как она обратилась за помощью к приходскому священнику, обещавшему поговорить об этом с архиепископом. Через несколько дней мальчик был переведен в католический сиротский приют, где оставался до падения режима усташей и окончания войны.

В мае 1945 г. югославские освободительные войска вошли в Загреб. Степинац был арестован 17 мая, однако вместо суда его ожидала личная встреча с И. Б. Тито, намеревавшимся через архиепископа установить хорошие отношения со Святым Престолом, но Степинац, люто ненавидящий коммунистов, ответил отказом. Почти через полтора года, 18 сентября 1946 г., Степинаца арестовали по обвинению в коллаборационизме и подрывной деятельности против Югославии. В конце сентября начался судебный процесс, в ходе которого его обвинили в ряде преступлений. 10 октября 1946 г. судьи загребского трибунала признали Степинаца виновным в пособничестве врагу и измене и приговорили к 16 годам заключения с каторжными работами. Тито предложил Степинацу покинуть страну, но тот отказался. В тюрьме в городе Лепоглава Степинаца как «выдающегося заключенного» освободили от каторжных работ, и вместо 16 лет он провел в заключении только 5 лет, в декабре 1951 г. его выпустили и сослали в родной городок Кразич, где он занимался письменным проповедничеством и поддерживал переписку с верующими. Умер Алоизие Степинац 10 февраля 1960 г. в Кразиче в возрасте 62 лет и был похоронен за главным алтарем Загребского собора. В 1998 г. папа Иоанн Павел II причислил Степинаца к Лику Блаженных, что вызвало негодование со стороны нескольких сербских организаций.

В заключение, мы можем сказать, что Архиепископ Алоизие Степинац и его католическое духовенство посредством молчаливого согласия поддерживало кровавую диктатуру Анте Павелича и усташей. Несомненным остается тот факт, что в усташеском режиме Степинац, прежде всего, поддерживал независимость хорватского народа и высокую роль католической церкви, притесняемой в монархической Югославии, а не его кровавую политику.

Список литературы
1. Ривели, М. А. Архиепископ геноцида. Монсеньор Степинац, Ватикан и усташская диктатура в Хорватии 1941—1945 / Марк Аурелио Ривели; Пер. с сербс. П. Тихомирова. - Москва:, 2011. - 224 с.
2. Югославия в XX веке: Очерки политической истории / Ответ. ред-р К. В. Никифоров.
- Москва: «Индрик», 2011. - 888 с.
3. Dokumenti o protunarodnom radu i zlocinima jednog dijela katolickog klera. - Zagreb, 1946. - 528 str.
4. Gitman, Esther. A Question of Judgment: Dr. Alojzije Stepinac and the Jews/ Esther Gitman //Review of Croatian History, sv.II br.1 sijecanj, 2007. - P. 47—72.
5. Phayer, Michael. The Catholic Church and the Holocaust, 1930—1965 / Michael Phayer. - Indiana University Press, 2000. - 323 p.

Аннотация. Автором анализируется роль лидера хорватской католической церкви Алоизие Степинаца в создании Независимого государства Хорватия. Показывается неоднозначная роль кардинала Степинаца, который, с одной стороны, поддерживал режим усташей, а с другой - препятствовал их политике геноцида сербов и евреев.
Ключевые слова: усташи, геноцид, Алоизие Степинац, Хорватия, холокост, Ватикан, Анте Павелич, национализм, духовенство, католичество.

А. А. Пройдаков

Деятельность кардинала Алоизие Степинаца в годы существования Независимого государства Хорватия

Опубликовано 10.10.2020 19:17 | Просмотров: 567 | Блог » RSS