26.10.2019 12:21

Система духовного образования в России в пореформенную эпоху

Система духовного образования в России в пореформенную эпоху

В современной России Русская Православная церковь занимает особое место в обществе. Постепенно возрождаясь после гонений советского периода, восстанавливается система духовного образования, открываются православные школы, семинарии, академии, поэтому изучение исторического опыта духовного образования в императорской России является актуальным.

Цель доклада: охарактеризовать развитие системы духовного образования в пореформенные годы в направлении изменений в ее низшем звене.

Исследованием роли и места церковно-приходских школ в системе духовного образования пореформенной России занимался А. Ю. Полунов, который в своих работах представил церковно-приходские школы как некий особый путь духовного воспитания молодежи. Н. К. Никольский в своих трудах доказывал, что распространение церковно-приходских школ и вытеснение, таким образом, светских учреждений в системе образования было следствием консервативных взглядов К. П. Победоносцева. Так же стоит назвать исследователей Ю. А. Иванова, Т. А. Красницкую, осветивших положительный вклад церковно-приходских школ в просвещение и нравственное воспитание народа.

Источниковая база доклада основана на использовании официальных документов, исходящих из Св. Синода и Министерства народного просвещения, статистических материалов о составе и численности церковно-приходских школ и мемуарах современников.

Ко времени вступления на престол Александра III в Российской империи сложилась система духовного образования, включающая следующие ступени: начальное училище, духовное училище, семинария, академия. Кроме того существовали епархиальные женские училища.

Церковно-приходские школы получили широкое развитие в системе народного образования Российской империи в царствование Александра III и обер-прокурорства Константина Петровича Победоносцева. В условиях подъема революционного движения в стране правительственные круги, обратившись к выработке системы мер для борьбы с ним, стали склоняться к передаче дела начального образования в руки священников. Эта идея была претворена в жизнь обер-прокурором Священного Синода К. П. Победоносцевым. 13 июня 1884 г. Александр III утвердил «Правила о церковно-приходских школах».

Целью деятельности церковно-приходских школ являлся выпуск грамотного верующего человека, свято соблюдавшего все доктрины церкви и поддерживающего самодержавный строй.

Программа обучения в церковно-приходских школах включала в себя: церковное пение, чтение церковной и гражданской печати, письмо, арифметика. В двухклассных церковно-приходских школах, дополнительно изучались начальные сведения из географии, истории церкви и отечества. К наставлению в Законе Божьем ближайшим образом примыкали церковно-славянское чтение и церковное пение. Участие в богослужениях и совместная молитва перед учением были методами воспитания.

Таким образом, система духовного образования в Российской империи неизбежно менялась в соответствии с требованиями времени и политическим курсом Александра III причем К. П. Победоносцев сыграл важ¬ную роль в его проведении.

И. В. Николаенко

Система духовного образования в России в пореформенную эпоху

Опубликовано 26.10.2019 12:21 | Просмотров: 363 | Блог » RSS