25.08.2019 18:18

Из истории русской кадрили. Часть 1

Из истории русской кадрили. Часть 1

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.

XVII в. ознаменовался появлением нового государства - Российской империи. Эта эпоха связана с именем Петра I - блестящего реформатора своего времени. Произошли серьезные преобразования и в культуре. Традиции русской пляски во все времена были живы. Ее плясали при дворе, да и вплоть до XX в. удержалась пляска в провинции. Постепенно видоизменяется русское народное танцевальное искусство. Танец приобретает более светский характер. При дворе становятся популярные европейские танцы: французская кадриль, менуэт, полонез и другие. В первой половине XVIII в. центральным танцем был менуэт, который пришелся ко двору у русских исполнителей, так как требовал на исполнение как раз тех черт, которые присуще русской женщине: это пластика и ее природная скромность, мягкость и выразительность танца. И лишь в народе русский танец не только сохранился, но и стал развиваться, принимать новые разновидности. Так, в результате влияния западных салонных танцев в русском быту появляется кадриль, полька и др. Попадая в деревню, они коренным образом изменяются, приобретают типично русские местные черты, манеру и характер исполнения, лишь отдаленно напоминая своих западных собратьев.

Кадриль является одним из самых распространенных народных танцев во многих регионах России. Танец, завезенный в Россию из Франции, был известен в конце XVIII - начале XIX в. как салонный, но затем быстро завоевал популярность и в народной среде. Причина популярности кадрили состояла в том, что многое в ней было близко исконной крестьянской культуре. Есть внешние соответствия фигур кадрили и элементов традиционных народных танцев: участники располагаются линиями, крестами или по кругу; отдельные элементы движений напоминают игровые и фигурные хороводы (круг, прочес, воротца, звездочка, переходы танцующих, кружение в паре и пр.), пляски (различные виды дробей, сольные выходы в центр площадки и пр.). О кадрили не говорят - танцевать: обычно - плясать, либо водить, играть, ходить - как о хороводах или плясках. Многофигурность кадрили перекликается с чередой хороводов, сменяющих один другой на молодежных гуляниях и объединенных в некоторую целостность - хороводный цикл. Но главная причина популярности танца состояла в том, что кадриль отвечала этическим и эстетическим запросам крестьянской молодежи того времени. Участников притягивала эмоциональная содержательность танца и возможность открыто выражать свои чувства. О любви к кадрили свидетельствуют ласковые и шутливые местные названия танца: кадрель, кандрель, кадрелка, кандрелка, кадрилка, кардаёлка или просто - шайтанская. Кадриль танцевали на зимних вечерках, на весенне-летних уличных гуляниях, в праздники и в будние дни. По количеству исполнителей кадриль можно отнести к групповым пляскам, но ее более позднее возникновение и появление в быту русского человека, своеобразное построение, четкое деление на пары и фигуры и ряд других признаков отличают кадриль от традиционных плясок. Поэтому кадриль выделяется в самостоятельную форму. Кадриль ведет свое происхождение от салонного французского танца. Французская кадриль начала распространяться в русском народе в начале XVIII столетия.

Д. Куликов
Продолжение следует

Из истории русской кадрили. Часть 1

Опубликовано 25.08.2019 18:18 | Просмотров: 4121 | Блог » RSS