04.09.2019 10:51

Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками

Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками

В наше время современное общество предъявляет к своим членам очень высокие требования: человек должен быть грамотным, образованным, хорошо владеть своей речью. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами интеллектуальной деятельности. Интеллектуальное развитие – это количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате чего уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения. Интеллектуальное развитие представляет собой двусторонний процесс – процесс воздействия педагогов и родителей (социума) и ответную умственную деятельность детей. А. И. Сорокина пишет: «Умственная деятельность – деятельность мышления в разнообразных его формах – универсальна, так как она проявляется во всех видах деятельности. Основой познавательной деятельности является усвоение знаний, способов умственной деятельности, направленность всех процессов познания на решение той или иной задачи, которую ставит воспитатель в процессе обучения или которая возникает из требований, условий и обстоятельств.

Общение является связующим звеном в развитии ребенка. Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект. Общение есть не про¬сто действие, а именно взаимодействие – оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. Общение может рассматриваться как деятельность. Общение и деятельность могут рассматриваться как две совершенно равнозначные категории, отражающие две стороны человеческого бытия; общение выступает как сторона деятельности, а последняя как условие общения. Изменение образа жизни ребенка, формирование новых отношений со взрослым и новых видов деятельности приводит к дифференциации функций и форм речи. Таким образом, в дошкольном возрасте происходит овладение основными средствами языка, и это создает возможность для осуществления общения, опирающегося на собственно языковые средства.

Главная цель общения заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность «увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором строится гуманное отношение к людям. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительными чертами детского общения до конца дошкольного возраста. Из вышесказанного следует сделать вывод о том, что общение со сверстниками позволяет детям преодолеть чреватую опасными последствиями привязанность к семье. Вступая в общение, активно участвуя в нем, у ребенка возникают положительные предпосылки для развития личностных качеств и характеристик при поступлении в школу. Общение с взрослыми способствует развитию нравственно - патриотических качеств, принятию норм общения и поведения в обществе. Все это является залогом успешного интеллектуального развития ребенка в дальнейшем.

М. В. Плеханова

Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками

Опубликовано 04.09.2019 10:51 | Просмотров: 347 | Блог » RSS