29.04.2023 18:13

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Ч.2

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Ч.2

Ранняя диагностика предрасположенности к дисграфии и своевременное оказание логопедической помощи детям являются важными средствами профилактики нарушений формирования предпосылок письменной речи у дошкольников.

В связи с этим было проведено исследование, цель которого заключалась в исследовании проблемы профилактики нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Была выдвинута гипотеза: у старших дошкольников с ОНР имеются предпосылки к трудностям формирования письменной речи, специальная логопедическая работа будет способствовать профилактике нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Проведенный анализ литературы по проблемам речевой готовности старших дошкольников к школе показал, что успешность обучения грамоте зависит от сформированности всех компонентов речевой деятельности. Речевое развитие проходит несколько этапов, на каждом из которых происходит формирование и дальнейшее развитие каждого из компонентов. Равномерность и полнота речевого развития обуславливают не только речевое, но и общее психическое развитие, поскольку речь является основным средством коммуникации и социализации ребенка в дошкольном возрасте.

В ходе экспериментальной работы была использована нейропсихологическая тестовая методика сокращённый вариант «Диагностика устной и письменной речи Т. А. Фотековой» (адаптированная для детей дошкольного возраста) – эта методика даёт наиболее полную картину исходного состояния готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР.

Проведены исследования сформированности фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, навыки письма старших дошкольников с ОНР.

Фонематические процессы – это фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематические представления.

Лексика – это словарный запас человека. Существует: пассивный словарь – это, те слова, который ребёнок понимает; активный словарь – это те слова, которые ребёнок использует в своей речи.

Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система – умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении [1].

Для исследования нами были сформированы 2 группы детей: экспериментальная, в которую вошли 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР, контрольная группа представлена 10-ю старшими дошкольниками с нормальным речевым развитием.

У детей экспериментальной группы (с ОНР) внимание недостаточно устойчивое. Шестеро человек – гиперактивные. Работоспособность этих детей в целом снижена. Интенсивно наступают признаки переутомления, темп интеллектуальной продуктивности неравномерен. На фоне утомления может возникнуть импульсивность, значительная вялость, отсутствие интереса. У всех детей слабо развита регуляция своей деятельности.

Исследовательская работа проходила в три этапа:
констатирующий этап - направлен на выявление исходного состояния готовности к обучению грамоте старших дошкольников;
формирующий этап представляет собой систему работы по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР;
контрольный этап заключался в определении эффективности проделанной работы на формирующем этапе.

При изучении устной и письменной речи было выявлено, что дети контрольной группы имеют меньший процент нарушений, чем дети экспериментальной группы. У дошкольников экспериментальной группы наблюдаются нарушения произношения нескольких групп звуков по типу искажения, замены, смешения; многие звуки не автоматизированы в речи (100 % детей). Часто звуки, которые дети умеют говорить изолированно, недостаточно четко звучат в речи. У дошкольников контрольной группы наблюдаются единичные нарушения звукопроизношения.

Кроме того, у дошкольников экспериментальной группы наблюдается неточное употребление большого количества лексических значений, недостаточное количество слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. У детей обнаруживалось множество ошибок по сравнению с испытуемыми контрольной группы при обследовании языкового анализа и письма.

Обобщая результаты констатирующего эксперимента, следует отметить, что дети контрольной группы значительной лучше готовы к обучению грамоте, их уровень значительно выше, нежели в экспериментальной группе. Это связано прежде всего с тем, что у детей экспериментальной группы обнаруживаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения.

Н.И.Юрик
Продолжение следует

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Ч.2

Опубликовано 29.04.2023 18:13 | Просмотров: 378 | Блог » RSS