23.03.2023 19:24

Игры и упражнения по ознакомлению старших дошкольников со звуковым анализом и синтезом Часть 1

Игры и упражнения по ознакомлению старших дошкольников со звуковым анализом и синтезом Часть 1

Аннотация. Автором рассматривается необходимость использования игр и упражнений, включенных в занятия по ознакомлению старших дошкольников с звуковым анализом и синтезом слова. В статье анализируется опытно - экспериментальная работа по ознакомлению детей 6 -7 лет со звуковым анализом и синтезом.
Ключевые слова: звуковой анализ, синтез, старший дошкольный возраст, развитие речи.

Одним из направлений работы в детском саду является подготовка к обучению грамоте. Ранее это направление предусматривало обучение чтению, но ФГОС исключает регламентируемые формы обучения, поэтому основной задачей подготовки к обучению грамоте выступает ознакомление со звуковым анализом и синтезом слова, которое должно осуществляться в процессе повседневной игровой деятельности на основе интересных игр и упражнений, включенных в содержание занятий. Родители форсируют процесс подготовки к обучению грамоте и начинают знакомить сразу со звуками, минуя звуковой анализ. Обучение чтению не является центральной задачей, мы только готовим ребёнка к овладению основами грамоты, учим ориентироваться в звучащей речи. Благодаря сформированным умениям он быстрее научится читать в школе по любой программе обучения.

В педагогической и психологической литературе процедура овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста достаточно подробно исследована и описана в трудах К.Д. Ушинского, А. Н. Гвоздевой, А.В. Детцовой, Д. Б. Эльконина, Ю.И. Фаусек. [3]

Нами была проведена опытно – экспериментальная работа по ознакомлению со звуковым анализом и синтезом детей старшего дошкольного возраста, включающая игры и упражнения. Работа проводилась на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида – No 91 «Белочка» в подготовительных группах «Яблонька» и «Кораблик».

С целью выявления особенностей сформированности звукового анализа и синтеза слова у детей старшего дошкольного возраста нами было проведено 7 диагностик:
1. Диагностика «Исследование фонематического слуха по А.Д. Виноградову»
Цель: Определение уровня развития фонематического анализа и способности перекодирования звукового кода в звуковую систему.
Возрастная категория: дети 6 -7 лет. [1]
2. Диагностика «Исследование звукового анализа и синтеза». [2]
Цель: Уметь определять количество и последовательность звуков в слове с помощью зрительных опор.
Возрастная категория: дети 6 -7 лет.
3. Диагностика «Выделение гласного звука среди других звуков». [2]
Цель: Уметь выделять гласный звук среди других звуков.
Возрастная категория: дети 6 -7 лет.
4. Диагностика «Выделение согласного звука среди других звуков». [2]
Цель: Уметь выделять согласный звук среди других звуков.
Возрастная категория: дети 6 -7 лет.
5. Беседа с воспитателем экспериментальной группы «Яблонька».
Цель: выявить у педагога, какая проводится работа по подготовке детей к обучению грамоте.
6. Анализ документации педагога экспериментальной группы «Яблонька».
Цель: Выявить включается ли в содержание педагогической деятельности работа по обучению детей звуковому анализу и синтезу слова.
7. Анкета для родителей экспериментальной группы «Яблонька».
Цель: выявить активность участия родителей в речевом развитии их детей.

Э.Н. Мирзоева
Продолжение следует

Игры и упражнения по ознакомлению старших дошкольников со звуковым анализом и синтезом Часть 1

Опубликовано 23.03.2023 19:24 | Просмотров: 426 | Блог » RSS