27.03.2019 20:23

Фотовыставка как социокультурный проект

Фотовыставка как социокультурный проект

Фотография за полтора столетия своего существования стала абсолютно демократичной, общедоступной и чрезвычайно востребованной культурной практикой. Но внешне простые действия, включающие фотографирование и рассматривание фотографий, скрывают под собой сложные процессы коммуникации.

Фотография как феномен социальной коммуникации рассматривается в работах ведущих философов и культурологов, таких как В. Беньямин, Э. Дюргейм, Ж. Бодрияр, Р. Барт, С. Зонтак, Жан-Люк Марьон., Е. Петровская др. Исследователи утверждают, что фотография отражает определенный отрезок исторической эпохи и ценности повседневной культуры. Но, кроме того, она отражает видение фотографа, его воззрения, ценности, которые он, в свою очередь, черпает в сознании общества. Таким образом, фотография участвует в создании образов массовой культуры, оказывает влияние на коллективное сознание и на систему ценностей. Она имеет силу мотивировать людей на определенное поведение или действие, формировать общественное мнение. Фотография является не только отражением реальности, но и её конструктором.

Фотовыставка сегодня - это не только представление автора-фотохудожника, но и эффективный инструмент воздействия, которое становится возможным, благодаря яркому визуальному представлению социально и культурно значимого подтекста. Практически все масштабные современные выставочные проекты формируются с учетом этих инструментальных возможностей фотографии («Мир глазами Россиян», усилиями признанных фотографов создавшая образ неисчерпаемого и многогранного пространства России и получившая огромную популярность; «Звезда по имени Цой», еще раз «вернувшая к жизни» выдающегося рок-поэта и, вместе с этим, социальные смыслы его творчества; ежегодные публикации в журнале Международного Красного креста, которые формируют толерантность и сострадание). Наше исследование предполагает детальное изучение наиболее репрезентативных выставок, имеющих социокультурную направленность и выставочных технологий продвижения социально-культурных проектов.

Особым форматом демонстрации социально и культурно значимой фотографии становятся в настоящее время уличные фотогалереи (подразумевающие использование современных технологий), которые есть практически во всех европейских и некоторых российских, в первую очередь, столичных, городах.

Иваново, несмотря на статус крупного города и наличие большого количества социокультурных проблем, пока еще не имеет подобной выставочной площадки, проектирование которой и является одной из задач нашей работы (рабочее название проекта «Галерея на улице», подразумевающая регулярную смену фотовыставок). Помещенная в среду активного города (исторический, деловой центр), такая галерея может стать городской культурной площадкой, где жители города будут знакомиться с творчеством ивановских фотографов, а фотографы, в свою очередь, будут предлагать зрителям свое видение городских проблем, демонстрировать авторские возможности и индивидуальный художественный стиль. Галерея сможет стать пространством культурной коммуникации, цель которой - добиться позитивных преобразований в городской жизни.

Юлова В. Е.

Фотовыставка как социокультурный проект

Опубликовано 27.03.2019 20:23 | Просмотров: 1941 | Блог » RSS