25.03.2019 19:44

Литературные премии: социокультурный механизм выбора книги

Литературные премии: социокультурный механизм выбора книги

Присваивание значений и ценностей тому или иному явлению, событию, имени, факту и т.д. - одна из важнейших функций культуры. Статус ценного/значимого/важного в современном обществе присваивает экспертное сообщество, в качестве которого может выступать не только академическая среда; сам же механизм этого присваивания (если мы говорим о формах социально значимого знания, опыта) нередко требует публичности и хотя бы видимости возможности принятия коллегиального решения и необходимости медийного/сетевого обсуждения.

В качестве примера можно привести феномен существования литературных премий в эпоху «торжественных похорон» литературы: «намедни состоялись торжественные похороны мировой литературы. Дело провернули без широкой огласки. В комиссию по организации тайного захоронения, которую возглавил Instagram, вошли товарищи Facebook, Twitter, YouTube, Wiki и другие официальные лица. Аскетичный, но стильный гроб для покойницы предоставил Apple, катафалк – концерн Google» (А.Курпатов) [1]. Ирония автора высказывания продолжает, с одной стороны, вектор дебатов о смерти литературы в цифровую эпоху вообще и, в другой стороны, - об изменившемся статусе литературы в частности.

Однако, «большая литература, несмотря на все эти «интернеты», умереть не могла», ведь в лучших своих вариантах она помогает человеку структурировать свое бытие (М.Бах- тин). А в постиндустриальном обществе это структурирование (особенно при трудности освоения любых «лонг-ридов») происходит опосредованно, в том числе через коллективный выбор и признание различных премий. То есть сам механизм их существования призван отобрать, структурировать массив трудновозможного для прочтения, но существующего и продолжающего увеличиваться объема литературы, а затем репрезентировать то, что читатель, издатель, игрок книжного рынка, продавец книжного магазина и т.д. возьмет за основу продуктивного выбора. И этот механизм - в смысле сам факт существования литпремий, их просветительская деятельность - имеет (даже вне зависимости от субъективности/объективности итоговых предпочтений) важное социокультурное значение. Если воспользоваться словами прекрасного писателя и исследователя русской литературы А.П. Чудакова, получившего в свое время Букер десятилетия за роман «Ложится мгла на старые ступени», то это можно было бы выразить так: «Мы существуем в хаотическом и раздерганном мире. Этому мировому хаосу и абсурду мы должны сопротивляться по мере своих сил. Сопротивляться и пытаться внести в мир если не гармонию, то хотя бы ясность, четкость и известную долю рационализма» [2]. Поэтому мы считаем, что сам факт существования Литературных премий (и в России, и в мире) - это не только популяризация чтения и просвещение как таковое, это попытка внести ясность, четкость и долю рационализма. Поскольку именно это позволит современному человеку принять решение, сделать выбор в пользу себя как человека читающего.

1. Курпатов А.В.Предощущение хаоса
2. Лекманов О. Как устроен роман «Ложится мгла на старые ступени// stupeni-rasskazyvaet-oleg-lekmanov/?utm_source=afishafb&utm_medium

Брачкова А.В.

Литературные премии: социокультурный механизм выбора книги

Опубликовано 25.03.2019 19:44 | Просмотров: 528 | Блог » RSS