20.02.2019 21:50

«Человек спортивный»: закрепление культурного статуса

«Человек спортивный»: закрепление культурного статуса

Информационный мир, в котором мы живем, предоставляет нам возможность найти взаимосвязи и взаимозависимости там, где формально они вряд ли выглядели бы очевидными. Касается это, например, такой темы, как спорт и культура. С одной стороны, история человечества немыслима без культуры тела, без отражения мудрого постулата античности «в здоровом теле - здоровый дух», без высокой эстетической значимости воплощения этого духа в скульптуре, живописи, литературе. Но с другой стороны, выявить влияние, например, литературы на закрепление образа «человека спортивного» в общественном сознании достаточно сложно.

И сегодня совершенно очевидно, что отдельной темой для исследования может стать тема/ проблема культурной ценности спорта. Хорошо известны исследования социологов о роли спорта в социализации человека, исследования философов об онтологической и аксиологической сущности этого феномена человеческой жизни, исследования педагогов, психологов, искусствоведов. Нам кажется, что культурологический подход актуализирует именно социокультурный потенциал, который закрепит именно культурный статус «человека спортивного». Профессиональные спортсмены и спортсмены-любители - как часть определенного узкого профессионального мира, представители ярко выраженной субкультуры - стали заметной частью медиасреды, вошли в общественное сознание как узнаваемые фигуры с четко закрепленными образами, стереотипами и, как следствие, вполне справедливо «создали» запрос, а точнее, выразили запрос общества на «рассказ» об этой субкультуре, об этом явлении. Спортсмены становятся заметными фигурами в современном мире: их влияние может распространяться на решение сложных общественных проблем, участие в благотворительности, индустрии кино, моды, рекламы. Более того, и в России, и за рубежом в 20-21 вв. фигуры из мира спорта вошли в политический дискурс - губернаторы, депутаты, законодатели - и это перестало быть «новостью» из разряда невозможного.

Но вот когда произошел такой поворот и где он был зафиксирован как данность? У нас есть предположение, что во многом тенденция интереса к здоровому образу жизни, интересу к индустрии физической культуры, к спорту, особенно его профессиональному выражению, а следовательно, и к самой фигуре «человека спортивного» стала особенно заметной во второй половине 19 столетия, чему значительно способствовал индустриальный поворот, появление первых медиа и в целом формирования публичной сферы, где интерес к разного рода сообществам, профессиям, родам деятельности стал неотъемлемой чертой нового мира.

Думаем, что слова испанского философа Ортега-и-Гассета о спорте как «свободном и щедром порыве жизненной потенции», сказанные много лет назад, не перестают быть актуальными. Действительно, философ когда-то оценил спорт как деятельность большого культурного потенциала, поскольку он, как форма игровой деятельности наряду с искусством, спасает современного человека «от серьезности жизни и пробуждает в нем мальчишество». Но мы бы хотели заметить, что не только спасает, но и побуждает к другой игре - мотивировать себя к победам в спорте, видя жажду этих побед и жизни у героев документальных или художественных текстов, познавать себя, возможности своего духа, «переводить» спортивный потенциал в социокультурный, то есть формировать интерес, потребности, корпоративные интересы, ценности. Материал художественной литературы конца 19-начала 21 столетий дает для этого разговора богатую почву.

Мартынов И.А.

«Человек спортивный»: закрепление культурного статуса

Опубликовано 20.02.2019 21:50 | Просмотров: 644 | Блог » RSS